petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие от Иоанна с толкованием благовестное, зачало 20 (Ин. 6, 27‒33)




Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 6, 27‒33) начинается на 8-й минуте шестого часа записи (5:07:48). Текст евангельского зачала (20 зач.) и толкования. Евангелие. Речé Господь ко пришéдшимъ къ Нему́ iюдеомъ, дѣ́лайте не бра́шно ги́блющее, но бра́шно пребыва́ющее въ животѣ́ вѣ́чнѣмъ, е́же Сы́нъ Человѣ́ческiи ва́мъ да́стъ. Сего́ бо Оте́цъ зна́мена Бо́гъ. Толкование. «Вы, – говорит, – ищете Меня из-за хлебов, желая насытиться ими.
Но вы не должны всецело заниматься чревом, а должны преимущественно стараться о духовном и не употреблять всей заботы на пищу телесную». Ибо ее Он назвал пищею гибнущею. Так как многие из желающих жить праздно, и особенно масалиане, употребляют сии слова в защиту своей праздности, то необходимо уяснить это изречение. Господь наш Исус Христос сказал это не потому, будто желал пресечь телесную деятельность и расположить к праздности: всякой бо злобе научает праздность (Сир. 33, 28). И если нужно сказать точнее, то именно желание жить праздно и есть та гибнущая пища. А последователь Христов должен трудиться, чтобы мог и другим уделять. Ибо в награду за сие обещано будущее царствие. «Как же, – скажут, – Господь сказал, что не должно стараться о пище гибнущей?» Он сказал это с тем, чтобы пресечь усиленную заботливость их об яствах и перевести оную на предметы духовные. Так, скажут; но что Христос искореняет телесную деятельность, это видно из слов Его к Марфе: Марфо печешися и молвиши о мнозѣ (заботишься и суетишься о многом), едино же есть на потребу (а одно только нужно); Ма́рiя бо бла́гую ча́сть избра́ (выбрала; Лк. 10, 41, 42), и из слов: не пецытеся о заутренѣм (не заботьтесь о завтрашнем дне; Мф. 6, 34). Так рассуждают желающие быть без труда. Что же скажем? То, что сказанное к Марфе сказано ни о деле, ни о деятельности, ни о праздности, но о том, что нужно знать время и времени слушания не употреблять на заботу об яствах. Он сказал это с целью научить ее, что время учения не нужно употреблять напрасно, на занятие тем, что относится до чрева. И тогда, как говорит не пецытеся (не заботьтесь), не отвергает деятельности, ибо – иное забота, иное – деятельность. Бывает, что человек и делает что-нибудь, но нисколько не заботится. Итак, Господь, научая нас не пригвождаться к житейским вещам, не заботиться об успокоении на завтра, но желая лучше, чтобы мы трудились каждодневно, говорит: не заботьтесь о том, как бы вам, потрудившись сегодня, быть назавтра спокойными, но, каждый день приобретая пищу дневным трудом, не заботьтесь о завтрашнем дне. Брашном (Пищею) пребывающим называет таинственное Причастие Плоти Господней, которую Сам дает нам, соделавшись Сыном Человеческим, егоже Отец знамена Бог (на котором Отец положил печать Свою), то есть показал, подтвердил, что Он есть Сын Его. Хотя Христос и Сам подтвердил свое достоинство чудесами, но как Он говорит иудеям то, чтобы они не возмутились, обращается к Отцу и говорит, что от Него знаменатися (Им запечатлен), то есть доказан, засвидетельствован. Так как Сын есть образ Отца, и печать, и отражение (поста́въ), то Он запечатлен Отцом, поколику есть Его образ и печать. Посему слова сии имеют такой смысл: Сего, Который по виду есть Сын Человеческий, Отец запечатлел, то есть родил печатью и образом Своим, сохраняющим совершенную неизменяемость и естественное с Ним тождество. Евангелие. Рѣ́ша же къ Нему́, что́ сотвори́мъ, да дѣ́лаемъ дѣ́ла Бо́жiя? Отвѣща́ Iсу́съ, и рече́ и́мъ, се́ е́сть дѣ́ло Бо́жiе, да вѣ́руете въТо́й, Его́же посла́ О́нъ. Рѣ́ша же Ему́, ко́е у́бо Ты́ твори́ши зна́менiе, да ви́димъ, и вѣ́ру и́мемъ Тебѣ́, что́ дѣ́лаеши. Иудеи хотят узнать о деле Божием не для того, чтобы совершать оное, но чтобы получить повод к речи. Посему, хотя знает, что они не получат никакой пользы, однако же, для общей пользы учения дает ответ и показывает им, равно и всем людям, что дело Божие состоит в том, чтобы веровать въТо́й, Его́же посла́ О́нъ (в Того, Кого Он послал). Вера в Него есть дело поистине священное, и совершенное, и святящее имеющих оную; ибо основательная вера руководит ко всякому доброму делу, а добрая деятельность сохраняет веру; и как дела без веры мертвы, такожде и вѣ́ра без дѣ́лъ (так и вера без дел мертва; Иак. 2, 17, 26). Смотри, какая неблагодарность и безчувственность. После того, как видели столько и таких чудес, опять просят знамения, и притом большего хлебов, которыми насытились. Как чревоугодники опять требуют такого чуда, которое бы служило их чреву. Справедливость сего видна из нижеследующего. Евангелие. Отцы́ на́ши ядо́ша ма́нну въ пусты́ни, я́ко же е́сть пи́сано, хлѣ́бъ съ небесе́ даде́ и́мъ я́сти. Рече́ у́бо и́мъ Iсу́съ, ами́нь ами́нь глаго́лю ва́мъ, не Моисе́й даде́ ва́мъ хлѣ́бъ съ небесе́, но Оте́цъ Мо́й дáстъ ва́мъ хлѣ́ба и́стиннаго съ небесе́. Хлѣ́бъ бо Бо́жiи е́сть Сходя́и съ небесе́ и Дая́и живо́тъ мíру. Толкование. Не напрасно мы говорили, что они просят знамения как рабы чрева. Таково было чудо над хлебами. Вот они вспоминают о манне (см.: Пс. 77, 24), а не о другом каком-нибудь чуде, над египтянами ли совершенном, или над Чермным морем. Желая возбудить Его совершить такое чудо, которое бы могло напитать их плоть, они напоминают о манне по крайнему чревоугодию. Что же отвечает им неиспытанная Премудрость Божия, Господь наш Исус? Не Моисе́й даде́ (дал) ва́мъ хлѣ́бъ сей, то есть Моисей не дал вам хлеба истинного, но все бывшее тогда служило образом того, что совершается ныне. Так, Моисей представлял образ Бога, истинного Вождя мысленных израильтян, а хлеб оный прообразовал Меня, Который сшел с небес, Который истинно питает и истинно существует. Называет Себя хлебом истинным не потому, будто манна была ложна, но потому, что она была образом и тенью, а не самою истиною, Ибо Единородный Сын Божий, сделавшийся Человеком, есть в собственном смысле «Манна», поразительное слово и слышание. Манна значит: «что это?» Ибо евреи, каждый увидевши ее во множестве выпадшую около своей палатки, пораженные необычайностью и странностью видения, спрашивали друг друга: что это? И Господь, Сын Божий, стал Человеком, Сам есть поражающая всех Манна, так что каждый в недоумении говорит: что Это? Как Сын Божий и Сын Человеческий? Как из двух противоположных естеств одно Лицо? Что это за Таинство? Итак, Сей Хлеб, по естеству будучи Жизнь, как Сын живого Отца, творит свойственное Ему, оживляет все. Как хлеб земной поддерживает слабое естество плоти и не попускает разлагаться, так и Христос действием Духа оживляет душу, да и самое тело поддерживает в нетлении. Ибо Христом даровано естеству человеческому восстание из мертвых и нетление тел.
Tags: Евангелие дня
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author