petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Свт. Іона, архіепископъ Новгородскій. О пути ко спасенію

Авторъ: Протоіерей Григорій Дьяченко

I. Святый Іона, архіепископъ Новгородскій, память коего совершается нынѣ, въ мірѣ — Іоаннъ, родился въ Новгородѣ, въ четырнадцатомъ столѣтіи, и, оставшись съ дѣтства сиротою, былъ отданъ въ наученіе одному діакону. Онъ больше любилъ читать Священное Писаніе, чѣмъ играть съ товарищами дѣтства. Однажды мимо толпы мальчиковъ, въ числѣ которыхъ былъ Іоаннъ, проходилъ юродивый, Михаилъ Клопскій. Мальчики дергали его за одежду и бросали въ него грязью; но Іоаннъ не принималъ въ этомъ участія. Тогда юродивый взялъ его на руки и сказалъ: «Учись прилежно, Іоаннъ. Ты будешь архіепископомъ Новгорода». Предсказаніе сбылось. Достигнувъ совершеннаго возраста, Іоаннъ рѣшился вступить на путь спасенія, по которому неуклонно шелъ во всю свою жизнь; скоро онъ постригся, подъ именемъ Іоны, въ Отенскомъ монастырѣ, въ 40 верстахъ отъ Новгорода и, по смерти игумена Харитона, былъ избранъ въ настоятели. А когда скончался новгородскій архіепископъ Евѳимій, то Іона, прославленный благочестіемъ, былъ избранъ въ преемники ему. Сдѣлавшись владыкою Новгорода, Іона ревностно служилъ благу Церкви, давалъ всѣмъ равный и правый судъ, защищалъ слабыхъ и помогалъ бѣднымъ. Св. Іона 30 лѣтъ правилъ новгородской паствой и оставилъ по себѣ добрую память. Іона скончался въ глубокой старости, въ 1470 году, и погребенъ въ Отенской обители, въ церкви святаго Іоанна Предтечи. Впослѣдствіи его тѣло прославлено нетлѣніемъ. II. Мы сказали, что св. Іона, достигнувъ совершеннолѣтія, вступилъ на путь спасенія, по которому и шелъ неуклонно во всю свою жизнь. Чѣмъ же и какъ можно спастись и намъ?

а) Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ принадлежать единой Святой Православной Церкви, быть ея вѣрнымъ сыномъ, во всемъ покоряться ея установленіямъ, какъ то: поститься, ходить въ храмъ Божій, почитать духовныхъ пастырей, и т. д. Если кто не повинуется Церкви, если кто по духу противленія или гордости отдѣлился отъ Церкви, если кто раскольникъ: то, сколько бы онъ ни клалъ поклоновъ, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнилъ неповинующагося Церкви съ идолопоклонникомъ: аще кто Церковь преслушаетъ, сказалъ Онъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь (Мѳ. 18, 17). Раскольникъ и еретикъ чужды смиренія, какъ чуждъ смиренія діаволъ: а потому они чужды спасенія, какъ чуждъ его діаволъ. Нѣкогда преподобному Макарію явился діаволъ и говоритъ: «Макарій! Ты много постишься, а я вовсе не ѣмъ; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; однимъ только побѣждаешь меня: твоимъ смиреніемъ». Кто не смирился, тотъ не ученикъ Христовъ, тотъ не подчинился Христу. Истинное смиреніе — отъ послушанія, сказалъ св. Іоаннъ Лѣствичникъ, какъ и Господь явилъ Свое смиреніе тѣмъ, что Онъ былъ послушливъ до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Безъ послушанія церкви нѣтъ смиренія; безъ смиренія нѣтъ спасенія, смирихся, и спасе мя, сказалъ пророкъ (Пс. І14, 5). б) Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ, далѣе, хотя понемногу, но часто молиться Богу. Въ будни молись Богу дома, если дѣла житейскія и служба не позволяютъ отправиться въ храмъ Божій; утромъ — возставъ отъ сна; на ночь — отходя ко сну, — предъ обѣдомъ и предъ ужиномъ. Въ праздничные и воскресные дни должно принимать участіе въ общественныхъ церковныхъ молитвахъ. Великое счастіе для грѣшнаго человѣка, что ему дано посѣщать церковь Божію: онъ можетъ умолить Бога, чтобъ Богъ простилъ ему грѣхи и даровалъ спасеніе. Давидъ былъ славный и богатый царь, былъ вмѣстѣ и пророкъ, но одного просилъ у Господа: едино просихъ отъ Господа, то взыщу: еже жити ми въ дому Господни вся дни живота моего, зрѣти ми красоту Господню и посѣщати храмъ святый Его (Пс. 26, 4). Святые отцы называютъ молитву матерію всѣхъ добродѣтелей, потому что ею можно испросить у милосердаго Господа всѣ прочія добродѣтели, всѣ блага временныя и вѣчныя, какъ засвидѣтельствовалъ Самъ Господь. Просите, сказалъ Онъ, и дастся вамъ; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вамъ. в) Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ по силѣ своей творить милостыню духовную и тѣлесную и вообще любить ближнихъ какъ самого себя. Духовная милостыня состоитъ въ прощеніи ближнимъ ихъ согрѣшеній, т. е. оскорбленій и обидъ, нанесенныхъ намъ ближними, а также въ заботѣ нашей о спасеніи души ближнихъ, напримеръ, о наученіи ихъ истинѣ и добру. Милостыня тѣлесная состоитъ въ посильномъ вспоможеніи ближнему хлѣбомъ, одеждою, деньгами и страннопріимствомъ. Господь сказалъ: блаженни милостивіи, яко тіи помиловани будутъ (Мѳ. 5, 7), то есть, спасутся. Напротивъ того, судъ безъ милости ожидаетъ немилостивыхъ (Ін. 2, 13), то есть, немилостивымъ не спастись. г) Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ приносить Богу, Котораго онъ долженъ любить превыше всего, тщательное раскаяніе въ своихъ согрѣшеніяхъ какъ при ежедневныхъ молитвахъ своихъ, такъ, въ особенности, предъ отцомъ духовнымъ при Таинствѣ Исповѣди. Возвѣщаетъ боговдохновенный пророкъ: беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ, рѣхъ: исповѣмъ на мя беззаконіе мое Господеви, и Ты оставилъ еси нечестіе сердца моего (Пс. 31, 5). — Вникните въ порядокъ словъ, изреченныхъ Святымъ Духомъ: сперва человѣкъ познаетъ грѣхи свои, что достигается благочестивымъ разсматриваніемъ самого себя; потомъ онъ отвергаетъ тѣ оправданія, которыми лукавая совѣсть обыкновенно старается извинить грѣхъ свой; наконецъ, кающійся человѣкъ дѣлается обвинителемъ самого себя и высказываетъ Господу, при свидѣтелѣ-духовникѣ, всѣ согрѣшенія свои, отнюдь не щадя своего самолюбія. Тогда онъ получаетъ отъ Бога прощеніе беззаконій своихъ. Апостолъ сказалъ: аще исповѣдаемъ грѣхи наши, вѣренъ есть и праведенъ, да оставитъ намъ грѣхи наша, и очиститъ насъ отъ всякія неправды (1 Ін. 1, 9). По очищеніи себя исповѣдію предъ отцомъ духовнымъ, положивъ крѣпкое намѣреніе впредь не грѣшить и во всякомъ случаѣ сильно бороться съ искушеніями ко грѣху, должно со страхомъ Божіимъ, вѣрою и любовію пріобщиться Всесвятаго Тѣла Христова и Всесвятой Крови Христовой, что вполнѣ необходимо для спасенія. Господь сказалъ: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крови Его, живота не имате въ себѣ, т. е. не имѣете спасенія. Ядый Мою Плоть, и піяй Мою Кровь, имать животъ вѣчный, т. е. имѣетъ спасеніе (Ін. 6, 53, 54). д) Кто хочетъ спастись, тотъ долженъ великодушно переносить всѣ скорби, которыя будутъ ему попущены во время сего краткаго земного странствованія. Случится ли неурожай, или и созрѣвшій уже хлѣбъ истребитъ саранча, побьетъ градъ; случится ли падежъ скота, пожаръ, болѣзнь своя и членовъ семейства, смерть кого-либо изъ ближайшихъ родственниковъ, придется ли потерпѣть гоненіе и обиды отъ сильнаго человѣка: все это должно переносить великодушно, безъ ропота, особенно же безъ хуленія. Господь заповѣдалъ намъ въ терпѣніи нашемъ стяжавать души наши (Лк. 21, 19); претерпѣвый до конца, сказалъ Онъ, той спасется (Мѳ. 24, 13). Посылаемыя Богомъ скорби — вѣрный признакъ для человѣка, что человѣкъ тотъ избранъ Богомъ, возлюбленъ Богу. Азъ, засвидѣтельствовалъ Господь, ихже аще люблю обличаю и наказую (Апок. 3, 19). По этой причинѣ апостолъ такъ утѣшаетъ скорбящаго и страждущаго: сыне мой, не пренемогай наказаніемъ Господнимъ, ниже ослабѣвай, отъ Него обличаемъ. Его же бо любитъ Господь наказуетъ: біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ. Аще наказаніе терпите, яко же сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ (Евр. 12, 57). Таково достоинство скорбей земныхъ, когда онѣ переносятся съ благодушіемъ! Онѣ даръ Божій (Фил. 1, 29)! Онѣ признакъ усыновленія христіанина Богу! — Чтобъ научиться терпѣливому и благодушному перенесенію скорбей, должно встрѣчать каждую приходящую скорбь словами благоразумнаго разбойника: достойное по дѣломъ моимъ пріемлю; помяни мя, Господи, во Царствіи Твоемъ (Лк. 23, 42). Такъ же полезно вспоминать и повторять слова многоболѣзненнаго Іова: благая отъ руки Господни пріяхомъ, злыхъ ли не стерпимъ (Іов. 2, 10)? Яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во вѣки (1, 21). е) Желающему спастись необходимо заниматься чтеніемъ Божественныхъ книгъ. Блаженъ мужъ, сказалъ святый пророкъ Давидъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста, и на сѣдалищѣ губителей не сѣдѣ: но въ законѣ Господни вся воля его, и въ законѣ Его поучится день и нощь (Пс. 1, 12). Умъ нашъ, какъ омраченный грѣхомъ, никакъ не можетъ удовлетвориться по отношенію къ спасенію собственными помышленіями, немощными, колеблющимися, обманчивыми: ему необходимо — посредствомъ внимательнаго чтенія, или тщательнаго слышанія слова Божія заимствовать изъ него помышленія Божественныя, и вразумляться ими. Святые отцы назвали чтеніе и слышаніе слова Божія царемъ всѣхъ добродѣтелей. Слово Божіе открываетъ намъ всѣ грѣховныя страсти, живущія и дѣйствующія въ поврежденномъ естествѣ нашемъ, открываетъ всѣ ухищренія ихъ, разоблачаетъ злобу, когда она, для оболыценія нашего, прикрывается личиною добродѣтели, и научаетъ насъ борьбѣ съ живущимъ въ насъ грѣхомъ. III. Спасайтесь, братія, спасайтесь! Земная жизнь каждаго изъ насъ очень коротка, — не видать какъ пройдетъ. Не видать, какъ подкрадется къ каждому изъ насъ смерть. Братія! Кто изъ васъ доселѣ жилъ благочестно: тотъ да продолжаетъ таковое жительство. Кто доселѣ позволялъ себѣ проводить жизнь грѣховную: тотъ да принесетъ покаяніе и отселѣ да начнетъ проводить жизнь добродѣтельную, всемѣрно бѣгая грѣховъ, безъ чего не возможно спасеніе. Живу Азъ, глаголетъ Господь, яко не хощу смерти грѣшника, но еже обратитися и живу быти ему (Іез. 33, 11). Аминь. (Сост. по кн. «Поученія» Игнатія, еп. Кавказскаго и Черноморскаго. С.-Петерб. 1863 г., стр. 278 и Ч.-М.).

Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author