petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Св. великомученикъ и побѣдоносецъ Георгій. Уроки изъ его жизни

Автор: Протоіерей Григорій Дьяченко

I. Сегодня мы празднуемъ въ честь и память святаго славнаго великомученика и Побѣдоносца Георгія. Кто былъ святый Георгій? Почему въ Православной Восточной Церкви, особенно на Святой Руси, утвердился обычай особаго чествованія сего святаго великомученика? Онъ былъ римскій воинъ конца III вѣка. Былъ прекрасенъ душею и тѣломъ. Былъ богатъ и знатенъ, принадлежа къ высшему кругу. Его достоинства внутреннія и внѣшнія, особенно же необычайная привязанность къ нему римскаго императора Діоклетіана быстро не только провели его по всѣмъ ступенямъ воинскихъ и государственныхъ почестей первыхъ рядовъ, но поставили его и внѣ ряда — выше всѣхъ, такъ какъ императоръ Діоклетіанъ вознамѣрился было сдѣлать его своимъ соправителемъ, а въ случаѣ своей смерти и преемникомъ. И все это потеряно, все это было отвергнуто, все попрано юнымъ Георгіемъ. Юнымъ его называемъ потому, что и умеръ-то онъ мученическою кончиною, не имѣя 30 лѣтъ. Георгій былъ христіанинъ. Велико было изумленіе, велика была скорбь императора, когда ему стали сначала шептать, а потомъ и громко говорить, что вѣра въ распятаго Христа проникаетъ не только во дворецъ, не только въ высшіе ряды воинства и вельможества, но и въ самую семью грознаго цезаря. Извѣстно, что Діоклетіанъ былъ изъ злѣйшихъ, если только не самымъ злымъ гонителемъ христіанства. Онъ видѣлъ всю опасность отъ распространяющагося христіанства для всего римско-языческаго строя. Потому-то онъ и поднялъ противъ христіанства, всею неограниченностію власти римскаго цезаря, всю громадную тогда еще силу римско-языческаго государства. Всѣ умы изощрялись въ изобрѣтеніи и приложеніи къ христіанамъ самыхъ разнообразныхъ, самыхъ томительныхъ, самыхъ медленно-дѣйствующихъ мукъ. Каково же было изумленіе, каково горе цезаря, когда онъ узналъ, что его нареченный сынъ, прекрасный безстрашный Георгій, — этого мало, собственная супруга императора, царица Александра, исповѣдуютъ христіанскую вѣру? Конечно, около огорченнаго владыки все пришло въ движеніе, все направилось къ Георгію и царицѣ, чтобы убѣждать ихъ оставить вѣру въ Христа, поклониться роднымъ богамъ и не огорчать супруга, не огорчать отца — благодѣтеля, не огорчать, не позорить владыку міра тѣмъ, что въ собственной его семьѣ нашлись дерзкіе преступники — оскорбители его воли, его законовъ, его боговъ. Горе и ярость императора возрасли вдвое, когда оказалось, что Георгій, что царица Александра непреклонны... Георгія били ременными бичами, разрывали тѣло клочками, ворочая его на колесѣ надъ заостренными зубцами, варили въ негашеной извести... Великомученикъ остался непреклоненъ. Зная о его терзаніяхъ, царица Александра осталась непреклонна. Наконецъ, изреченъ смертный приговоръ: тому и другой отрубили головы.

II. а) Св. великомученикъ Георгій называется Побѣдоносцемъ потому, что онъ дважды явился побѣдоносцемъ, такъ какъ онъ не зналъ пораженія во многихъ бояхъ съ врагами императора; наконецъ, побѣдилъ и самаго императора, — побѣдилъ сперва свою признательность ему, свою привязанность, свою любовь къ своему благодѣтелю, второму отцу, источнику необычайнаго счастья, свою надежду занять современемъ римскій тронъ, а съ нимъ и единовластительство надъ вселенною. Это была самая тяжелая побѣда. А за нею перенести всѣ адскія муки — стоило уже немного. Встрѣтить же мученическую за Христа смерть уже было даже отрадою. б) По кончинѣ его любовь христіанскаго міра къ этому великому украшенію прекраснаго мученическаго сонма возрастала, можно сказать, по мѣрѣ того, какъ смерть его уходила назадъ въ глубь вѣковъ. Всѣ скорбящіе, особенно въ грозныхъ воинскихъ столкновеніяхъ, обращались къ Побѣдоносцу Георгію. Разсказываютъ о многихъ видѣніяхъ, что великомученикъ, среди сраженій, появлялся на бѣломъ конѣ, поборая по братіяхъ своихъ христіанахъ. Оттого наши великіе князья, стародавніе великіе князья, приняли въ гербъ свой, великокняжескій, государственный гербъ, изображеніе св. великомученика и Побѣдоносца Георгія, всадника на конѣ, который поражаетъ копьемъ, съ крестомъ наверху, дракона. Драконъ — символъ язычества, а драконъ съ вонзеннымъ въ него остріемъ, которое увѣнчано крестомъ, — это древній — IѴV вѣковъ — символъ побѣды христіанства надъ язычествомъ, — только, не болѣе. Изображеніе Георгія принято затѣмъ и въ царскій государственный гербъ, которымъ сталъ гербъ древнихъ римскихъ императоровъ, — двуглавый орелъ. Это соединеніе гербовъ древне-римскаго съ древне-русскимъ великокняжескимъ выбрано гербомъ Россіи императорской. Оттого мудрая и великая Екатерина II, когда учреждала орденъ, въ награду самоотверженной воинской доблести, — учредила знакъ креста съ изображеніемъ именно великомученика Георгія, учредила славный въ Россіи георгіевскій крестъ. III. Всякій изъ русскихъ воиновъ, конечно, горитъ желаніемъ стать въ ряды соратниковъ святаго Побѣдоносца Георгія. А всѣ, безъ сомнѣнія, должны горѣть желаніемъ подражать ему въ мужествѣ среди сраженій, въ самоотверженномъ исполненіи воинскаго долга, въ христіанской любви ко Христу и братіи, до готовности положить за нихъ душу свою. (Извлеч. въ сокращеніи изъ «Поученій» Никанора, архіепископа Херсонскаго и Одесскаго, т. II, стр. 4358, изд. 2).
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author