petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Евангелие благовестное с толкованием от Иоанна, 11 зачало: Ин. 3, 22‒33

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 3, 22‒33). Текст евангельского зачала (11 зач.): По си́хъ же прiи́де Ису́съ и ученицы́ Его́ въ жидо́вскую зе́млю, и ту́ живя́ше съ ни́ми, и креща́ше. Бѣ́ же Иоа́ннъ крестя́ въ Ено́нѣ бли́зъ Сали́ма, я́ко во́ды мно́ги бя́ху ту́, и прихожда́ху и креща́хуся. не у́ бо бѣ́ всажде́нъ въ темни́цу Иоа́ннъ. Доколе продолжался праздник Пасхи, Исус был в Иеросалиме. Когда он прошел, Исус вышел оттуда в землю Иудейскую и жил близ Иордана, куда многие сходились. Он искал многолюдных мест не для пустой чести или славы, но потому, что желал большему числу людей доставить пользу и благо. Когда Он восходил и на праздники, то ходил для сего же самого, чтобы большему числу людей доставить пользу и учением, и явлением чудес. Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что Исус не крещаше (не крестил), а ученики Его (см. Ин. 4, 2). Спросишь ли «почему Он Сам не крестил»? Узнай. Иоанн прежде сказал, что Той вы креститъ (Он будет вас крестить) Духомъ Святымъ (Мф. 3, 11). А Духа Святаго Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения. Ибо естеству нашему во Христе Исусе нужно было явиться к Отцу безгрешным и, по примирении таким образом Бога с нами, быть ниспослану Духу, как богатому и щедрому дару. Итак, ученики Исусовы крестили, и Иоанн еще крестил и не переставал, разом исполняя два дела: одно – то, что приходящим к нему говорил о Христе и подводил их к Нему; другое – то, что ученикам не давал повода к ревности и большим спорам. Если бы он перестал крестить, чего бы не сделали ученики его, при завистливом расположении ко Христу? Если он, весьма часто взывая и всегда уступая первенство Христу, не убедил их обратиться к Нему, то какую бы зависть возбудил в них, когда бы перестал крестить? Посему и Христос особенно начал проповедовать тогда, когда Иоанн был заключен, по причине зависти учеников Крестителя. Я думаю, что и кончине Иоанна допущено быть весьма скоро для того, чтобы все расположение народа перешло ко Христу, и он не разделялся в мыслях о том и другом, Иоанне и Христе. Ученики Христовы крестят крещением, не имеющим ничего большего пред крещением Иоанновым, ибо то и другое несовершенно, как непричастное Духа, хотя цель обоих одна – крещаемых привесть ко Христу. Бы́сть же стяза́нiе от учени́къ Иоа́нновѣхъ со июде́и, о очище́нiи, и прiидо́ша ко Иоа́нну, и реко́ша ему́: ра́вви, Иже бѣ́ съ тобо́ю обо́нъ по́лъ Иорда́на, Ему́же ты́ свидѣ́телствова, се́ Се́й креща́етъ, и вси́ гряду́тъ къ Нему́. Отвѣща́ Иоа́ннъ и рече́, не мо́жетъ человѣ́къ прiима́ти ни что́ же, а́ще не бу́детъ дано́ ему́ съ небесе́. При споре учеников Иоанновых с одним иудеем зашел вопрос о крещении. Иудей ставил выше крещение учеников Христовых, а ученики Иоанновы – крещение учителя своего. Заспорившие об очищении, то есть крещении, приходят к учителю своему и начинают его подстрекать, говоря: «Учитель! Тот, Который был с тобою, Который имел степень ученика, отделился и крестит»; Тот, о Котором ты свидетельствовал, то есть Которого ты крестил, Которого ты сделал знатным, осмеливается делать то же, что ты; сверх сего, некоторые не внимают тебе, а Ему внимают все: «Ибо все, – говорит, – идут к Нему, а тебя оставляют». Иоанн, желая устрашить их и показать, что они, препятствуя Христу и отстраняя Его от славы, враждуют против Бога, говорит: «Не может человек ничего принимать сам от себя»; и далее: «Если бы, – говорит, – не было дано с неба, то не возрастал бы Тот, Которому вы завидуете. Посему вы за раз согрешаете дважды: раз – тем, что противитесь определению Божию, а другой – тем, что предпринимаете невозможное». Вместе с сим он их и успокаивает несколько тем, что побеждающий их не человек, но – Бог. «Да и мы, – говорит, – что имели, то имели не от себя, а с неба. Если же дела Христовы славнее, то не нужно удивляться, ибо так угодно Богу». Вы́ са́ми мнѣ́ свидѣ́тельствуете, я́ко рѣ́хъ, нѣ́смь а́зъ Христо́съ, но я́ко по́сланъ е́смь предъ Ни́мъ. Имѣ́яи невѣ́сту, жени́хъ е́сть, а дру́гъ женихо́въ стоя́ и послу́шая его́, ра́достiю ра́дуется за́ гласъ женихо́въ. Сiя́ у́бо ра́дость моя́ испо́лнися, Оному подоба́етъ расти́, мнѣ́ же ма́литися. «Вы, – говорит, – сами знаете, что я свидетельствовал об Нем, что Он больше меня». Итак, если вполне принимаете мое свидетельство, то знайте, что Он досточтимее меня, и радость моя состоит в том, чтобы все приходили к Нему. Если бы к Этому Жениху не приходила невеста, то есть народ, тогда я, невестоводец, скорбел бы; теперь же, когда это случилось, я весьма радуюсь, ибо вижу, что Жених – Христос взывает к невесте – народу и учит его. Не без цели сказал «стоящий», но сим показывает, что его дело кончено и он стоит уже без действия, и что ему, наконец, нужно стать и только слушать учение Христа и беседу Его с невестою. «Радость моя, – говорит, – исполнилась при Женихе». Дело, которое вверено мне, как невестоводцу, я вижу, получило успех. Итак, Господь есть жених всякой души; брачная комната, в которой бывает соединение, есть место крещения, то есть церковь; дает Он невесте залог – прощение грехов, общение Духа Святаго, а остальное в будущем веке, когда Он достойных введет в лучшие и высшие таинства. Заметь же, что жених есть не другой кто, как только один Христос, все же учители суть невестоводцы, как и Предотеча. Ибо податель благ есть не другой кто, как только Господь; все прочие суть посредники и служители благ, поданных от Господа. «Мое, – говорит, – дело окончено, и я передал народ Ему. Посему моей славе нужно умаляться, а Его – расти». Как же умаляется слава Предотечи? Как утренняя заря закрывается солнцем и кажется многим, что свет ее угас, хотя на самом деле не угас, а закрывается большим; так, без сомнения, и денница Предотеча покрывается мысленным Солнцем, и потому говорится, что он умаляется. Христос же растет, потому что в короткое время делает Себя известным чрез чудеса. Не растет Он по мере успеха в добродетели. Прочь такая мысль! Она – пустословие Нестория. Но растет по мере проявления и обнаружения Божества; ибо мало-помалу, а не вдруг Он объявляет, что Он есть Бог. Гряды́и свы́ше надъ всѣ́ми е́сть. сы́и от земли́, от земли́ е́сть, и от земли́ глаго́летъ. Гряды́и съ небесе́, надъ всѣ́ми е́сть, и е́же ви́дѣ и слы́ша, се́ свидѣ́тельствуетъ, и свидѣ́тельства Его́ ни кто́ же прiе́млетъ. Прiе́мыи его́ свидѣ́тельство, вѣ́рова я́ко Бо́гъ и́стиненъ е́сть. Предотеча сравнивает себя с Христом и говорит, что Он приходит «свыше», от Отца, и есть «выше всех», превосходит всех и сохраняет превосходство Отчее, а я, сущий от земли, говорю земное, несовершенное и уничиженное в сравнении с учением Христовым. Хотя и учение самого Предотечи было божественно, но в сравнении с учением Христовым оно имеет много земного. Он говорит, что видел и слышал, то есть Он говорит и свидетельствует о том, что слышал от Отца и что видел, то есть что знает до точности. Но свидетельства Его не принимает никто из тех, которые не внимают истине. Когда слышишь, что Христос говорит то, что слышал от Отца, то не думай, что Он имеет нужду учиться знанию от Отца, но поелику все, что знает Сын по естеству, Он имеет от Отца, как единосущный с Ним, то и говорится, что Он слышал от Отца то, что знает. Это подобно тому, как ты, увидев сына, во всем похожего на отца, говоришь, что он все имеет от отца, то есть не вышел похож ни на кого другого, кроме отца. А кто принял свидетельство, то есть учение Его, тот запечатлел, то есть показал, подтвердил, что Бог истинен. Ибо кто верует посланному от Бога, тот верует Богу, и сим запечатлевает он и доказывает, что поверил Ему, потому что Он истинен. И наоборот, кто не верует посланному от Бога, тот показывает, что Он лжив, и потому-то не поверил Ему, что Он лжив (Рим. 1, 25; 1 Ин. 5, 10). Посему, кто верует Христу, тот сим уже самым, что поверил посланному от Бога, показывает, что Бог истинен. Ибо, очевидно, он поверил Ему потому, что Он истинен.


Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author