petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Неделя 23-я по Пятидесятнице: Лк, 38 зач., 8, 26‒39

Автор: Протоиерей Александр Шаргунов

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Исус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Исуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Исус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Исус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Исус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него. И они просили Исуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Исусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Исуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Исус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Исус. Сила бесовская может быть очень страшной. Она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью. Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. До какой степени может простираться бесовская власть, нам показано на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный. Человек в безумии своем живет, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного и доброго. Не говоря уже о том, что он лишен всего благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище — пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к кото

рым означало нечистоту. Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. «Как тебе имя?» — спрашивает Господь. «Легион», — отвечает он, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет свою личность. И в его жизни непременно действует диавол, замечает он это или нет. Гадаринский бесноватый терроризировал на дорогах всех проходящих мимо, подобно каким-нибудь бандитам, — которые потому бандиты, что одержимы бесами. Где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают других, будучи сами унижены владеющей ими темной силой. А где присутствие Христово — они дрожат от страха, как преступники перед судом, униженно умоляя, чтобы каким-то образом их участь была смягчена. Обратим внимание на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, потому что хотят жить свободно. Вся массовая культура нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, не зависящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. Чтобы человек полностью находился под властью бесовской. Свобода, которую провозглашали в 1917 году, и свобода, которую сейчас провозглашают, означает именно это. Человек уже готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, никаких ограничений не существует, никакой власти. И бежит в безумии такой человек, гонимый бесом, в пустыню. «Что мне и Тебе, Сыне Божий?» — спрашивают бесы, видя перед собою Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом есть всегда общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом, и Бог не отступает от человека, даже если он попал под власть бесов. Нет ничего общего между свиньями и Богом. Они — просто чавкающие, пьющие, жрущие существа. Бесам надо, чтобы люди стали свиноподобными, — тогда можно в них вселиться и погубить их. Чтобы люди стали стадом, и бесы вселились в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотели бы бесы погубить. Мы видим, какая сила у них и какая ненависть к человеку. Смысл их существования — в уничтожении всего. Не удается уничтожить человека — так хотя бы свиней, то, что принадлежит человеку. Может быть, через это удастся восстановить человека против Бога? И, оказывается, удается. Целая страна, оттого что она теряет свое благополучие, восстает против Бога. Мы видим силу Божию, но мы не можем не удивляться и тому, как велика любовь Христова. В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех нас. Кажется, есть у него основания иметь власть над нами за наши грехи. Но любовь Божия ставит предел силе этой ненависти. Господь не оставляет человека, несмотря ни на что. Будем всегда знать это — не отвлеченно, а реально — глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное — это, конечно, не внешние бедствия, не нищета, а беснование людей. Людей хотят превратить в скотов, чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все превосходит — вся власть у Бога. Ничего не может сделать сатана без позволения Божия. Если обратится человек всем своим сердцем ко Господу, все сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком. Человек одетый, осмысленный, как сказано, сидит у ног Христа. Он становится самим собой. Сейчас мир непрестанно говорит, как человеку стать самим собой — свободным, не зависимым ни от чего. Но человек может стать самим собой, только когда он человек Божий. А когда он отрекается от Бога, мы видим, какой свободы он достигает, насколько теряет себя. У всех разные степени этой потери себя, но в конце концов не может быть середины: либо человек должен быть Божиим, либо он должен быть с диаволом навеки. Весь народ этой замечательной страны, после того как пастухи рассказали о происшедшем, выходит навстречу Христу и просит Его удалиться от этих мест. Чего они боятся? Во-первых, им страшно, потому что они потеряли все свое материальное богатство. Но они охвачены и другим страхом. Они еще все-таки люди, они еще не полностью во власти бесовской, и у них есть тот страх, который был некогда у Симона Петра. Когда Господь явил чудо с ловлей рыб, он пал к ногам Христовым и сказал: «Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Нет, они еще не исповедуют себя грешниками — это же языческая страна, потому там и свиньи есть. Но Господь, идя по земле, уже достигает и этого мрака. Что происходит с исцеленным человеком? Никогда, ни за что, ни на одно мгновение он не хочет больше расставаться с Господом. Он хочет быть вместе с Его учениками и идти туда, куда Господь идет. Но Господь не берет его с Собой. Он говорит, чтобы тот снова шел в землю Гадаринскую и рассказал, что сотворил ему Бог. Ему страшно подумать, что он снова окажется среди этих свинолюбивых людей, которые отвергают Христа. Но Господь, тем не менее, посылает его туда, чтобы он проповедовал там, где, кажется, все безнадежно. Неужели не все еще потеряно, скажем мы сегодня, неужели не кончено еще все с нашей Гадаринской страной? Несмотря ни на что, ни на какое беснование, которое было и продолжается сегодня, несмотря на все большее изгнание Христа из нашей страны, несмотря на свинство, которое все более распространяется среди народа, Господь не оставляет нас. Он посылает к нам тех, кого Он исцелил, кому дал узнать, как велика сила и милость Его, с проповедью покаяния. И мы должны быть готовы, если дано нам было встретить Его, предпочесть дарам утешения, благодатного пребывания с Ним — путь в ту землю, где, кажется, уже ад. Что бы ни происходило, Господь все содержит в Своей власти. Не напрасно Он посылает исцеленного человека в страну, которая только что отвергла свое спасение. Чудо сегодняшнего Евангелия — избавление рода человеческого от власти тьмы — раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. Каждый из нас призывается жить в таком послушании Господу, чтобы исполнилась на нас воля Божия, которая хочет всем человекам спастись.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author