petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Книга пророка Исаии. На 6-м часе: Ис. 25, 1‒9

Авторы: П. Юнгеров; А. Лопухин

1‒5. Хвалебная песнь Господу. В александрийском кодексе в начале стоит: ὠδὴ ‒ песнь. Пророк восхваляет Господа за то, что Он совершил Свои древние предопределения. Господь показал, что Он может самое невероятное сделать действительным: Он предвозвестил погибель самых сильных и цветущих государств ‒ и вот столичные города этих государств представляют собою одни развалины! Чрез это Он и самых врагов Своих заставил чтить и бояться Его; для Своей же избранной, но подавленной врагами общины Он сделался щитом и прибежищем, сокрушив ярость врагов ее. Господи Боже мои въсхвалю (прославлю) Тя́, въспою́ и́мя Твое, я́ко сътвори́ чюдная дѣла, совѣ́тъ правыи да будетъ Господи истинны, аминь (определение древнее, истинное, да будет Господи), то есть совершенно истинны, сбываются в совершенной точности. Я́ко положи́ грады въ перъсть (в прах), грады тверды яко пáстися (так что пали) основанiю и́хъ, нечести́выхъ грады въ вѣ́ки не съградятся (не будут восстановлены). Город. Единственное число вместо множественного. Нечестивые (zedim): город перестал быть цитаделью (или крепостью) для нечестивцев. 3‒5 Сегó рáди (посему) благословя́тъ Тя́ лю́дiе ни́щiи, и грáди человѣ́къ оби́димыхъ въз­благословя́тъ Тя́. Несмотря на свое упрямство, язычники не могут не признать в этом разрушении их городов кары Божией. Бы́сть (Ты был) бо вся́кому грáду смирéнну помóщникъ, и пренемагáющымъ недостатка ради (изнемогающим от скудости) покрóвъ, отъ человѣ́къ злы́хъ избáвитъ я: покрóвъ жáждущихъ, и одшенiе оби́димыхъ человѣ́къ (дыхание людей обиженных). То есть гнев, ярость тиранов, врагов Церкви, причинит ей так мало вреда, как мало вредит толстой каменной стене дыхание бури. А́ки человѣ́цы малодýшънiи и жáждущiи въ Сióнѣ, я́ко избáвиши и́хъ [ρύσᾳ ατος] отъ человѣ́къ нечести́выхъ, и́мже (коим Ты) нáсъ предá... Зной или жара на востоке действует чрезвычайно губительно на людей в степях, лишенных освежающей воды. С этим зноем сравнивается ярость врагов Церкви Христовой.


6‒9. Благополучие общины истинно верующих из всех народов. Гора Сион станет местом общения всех народов с истинным Богом. Бог устроит здесь для человечества величественную трапезу, как царь при воцарении своем устраивает трапезу для своих подданных. Затем Господь снимет покрывало с очей людей и уничтожит исконного врага человечества ‒ смерть, а равно и все печали. И сотвори́ (приготовит) Госпóдь Саваóѳъ всѣ́мъ cтранáмъ (народам) у горы сéя испiю́тъ рáдость, и испiю́тъ винó, помáжутся благовонною мастiю (миром) въ сеи горѣ́: предáждь се все странамъ (передай всё сие народам): тóи бо совѣ́тъ на вся́ страны (ибо таково определение на все народы). На горе сей: здесь разумеется гора Сион, но Сион ‒ будущий или Церковь Христова, куда будут иметь доступ все народы. Эта трапеза или пиршество, очевидно, будет устроена Всевышним по случаю Его воцарения над всем человечеством. То обстоятельство, что трапезующим будет предложено вино служит предуказанием на установление в Новом Царстве Божием Таинства Святой Евхаристии, в котором Спаситель предлагает верующим Свое Тело и Кровь. Гораздо больше основания видеть указание на Евхаристию в Славянском переводе с Семидесяти. 8 И пожрéтъ смéрть възмóгши, пáки (снова) же отъя́тъ Бóгъ всю слéзу от вся́каго лицá: поношéнiе людеи (народа) отъя́тъ отъ всея́ земли, устá бо Госпóдня глагóлаша сiя́. Поглотила превозмогшая смерть. Κατέπιεν ὁ θάνατος ἰσχύσας, т. е. смерть победила людей после грехопадения Адама (Кирилл Александрийский). По новозаветному (1 Кор. 15, 51) пониманию, как объясняет апостол Павел: καταπέποθεν, поглощена, побеждена и попрана смерть, прежде владевшая людьми, уже по воскресении Христа. Исполнение этого пророчества должно совершиться в прославленном Царстве Христовом, после всеобщего воскресения. 9 И рекýтъ въ тои дéнь: сé Бóгъ нáшъ къ Нему же надеяхомся и веселовáхомся о Спасѣ́ нáшемъ (на Него мы уповали; возрадуемся же и возвеселимся о спасении нашем). И скажут. Конечно, здесь разумеются прежде всего спасенные люди из среды избранного еврейского народа, который, действительно, уповал на Бога.
Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author