petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Мир после грехопадения: Последствия земного первогреха

Автор: священник Даниил Сысоев

Мир после грехопадения. «Мы спаслись, когда золотой корабль пошел ко дну до начала времен» Г. Честертон. «Ортодоксия». Последствия земного первогреха. Как знает всякий христианин, светозарный храм первозданного мира рухнул вскоре после постройки. И замковый камень из его свода выбил грех первых людей – Адама и Евы. Об этом страшном событии написано много прекрасных книг теми, кто проник в тайны Божии несравненно глубже нас. Поэтому мы, не вдаваясь в глубины смысла библейского повествования, дадим лишь самые необходимые комментарии к священным словам. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю?» И сказал жена змею: плоды с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3, 1-7).
Так произошла величайшая трагедия в истории Вселенной. В этом преступлении содержались все будущие грехи мира, посему и прор. Осия о нечестивых израильтянах говорит: Они, подобно Адаму, нарушили завет, и там изменили Мне (Ос. 6, 7).
Змей, конечно, хотя и был обычным, бессловесным животным (тогда еще имевшим ноги), но чрез него, как через орудие, говорил Сатана. Он именуется в Апокалипсисе «великим драконом, древним змеем». И Господь говорит, что диавол был человекоубийцей от начала и не устоял в истине (Ин. 8, 44). Змей «предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами; потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить». И, несмотря на этот презренный вид искусителя, самим своим видом показывавшего низость предлагаемого им, Ева поддалась его обольщению! Очевидно, произошло это из-за того, что в ее сердце зародилась страсть самолюбия, из которой и вырастают все преступления. В искушении Евы можно проследить все стадии развития греха. Когда змей обратился к ней с внешне невинным вопросом, это был первый этап на пути греха, прилог. Необходимо было, не вступая в беседу с этим созданием, сперва вопросить Творца, а не вступать на свой страх и риск в словесное состязание. Тем, что Ева решила действовать без связи с Богом, она уже создала некий зазор между ней и Жизнью, который позднее разросся в преступление и породил ад, то место, где нет Бога как Спасителя. Но жена вошла в рассмотрение этого прилога вражьего, заинтересовалась им – и произошло СОСЛОЖЕНИЕ. Сколько грехов затем произошло из-за того, что человеку интересно попробовать нечто запретное! Здесь начало отступления от Истины, поэтому Ева и добавила от себя к заповеди Божией то, чего в ней не было: «и не прикасайтесь». А ведь сказано: Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом (Притч. 30, 6). Грех уже начал разъедать ум Евы! Увидев, что замысел его удается, враг, осмелев, возводит хулу на Создателя, обвиняя Его в зависти. Тут верна пословица «Каждый судит по себе»: пав из-за зависти, диавол и всех готов видеть такими же завистниками. В это время в душе Евы происходила борьба, предполагающая равенство сил греха и добра, но она согласилась с хулой, и тем самым грех уже совершился в душе. Описание развития грехопадения, данное пророком Моисеем, полностью совпадает со словами св. Иоанна Богослова: Все, что в мире: похоть плоти (дерево хорошо для пищи), похоть очей (оно приятно для глаз) и гордость житейская (и вожделенно, потому что дает знание) – все это не есть от Отца, но от мiра сего (1 Ин. 2, 16). Так в одном грехе перволюдей, как в семени, содержались все будущие преступления. Адам, вместо того, чтобы проявить данную ему власть и остановить падение жены своей, сам ниспал вместе с нею. Библия не говорит, что Ева уговаривала его. Скорее здесь проявилась бесовская солидарность, извращение врожденного коллективизма, свойственного «животному общественному», что в будущем породит множество самых жутких преступлений – от групповых подростковых убийств до ужасов революций. Адам не пожелал поступить по заповеди Господней и предпочел свою любовь к жене любви к Создателю. В результате он лишился и того, и другого. Без Бога невозможно по-настоящему любить кого бы то ни было, ибо Он Сам есть Любовь, а вне Его – лишь ненависть. И тотчас после попытки безбожного «обожения» человеческая природа исказилась. Нетварный свет покинул ее, очи первых людей отверзлись и они увидели свое плачевное состояние, ибо впервые посмотрели на себя. Души их тотчас же умерли, ибо перестали видеть Бога. Мир стал для людей враждебным и, чтобы как-то защитится от него, они сшили себе одежды из листьев смоковницы, которая, как говорят, и была древом познания. Поэтому Христос и иссушил это дерево, как символ греха, внешне красивого, а внутри пустого и бесплодного. Из этого места Писания становится ясно, что Адам утратил власть над миром и ее похитил обольститель. «Враг, обольстив Адама, и таким образом возгосподствовал над ним, – пишет преп. Макарий – отнял у него власть, и сам наименовался князем мира сего. Вначале же князем века сего и владыкой видимого Господь поставил человека... Но после того как уступил обольщению, и начальство свое предал он обольстившему. Посему, волхвы и чародеи, по действию сопротивной силы, при Божием попущении оказываются чудодеями, имеют власть над ядовитыми животными, смело идут в огонь и воду, как Ианний и Иамврий, противившиеся Моисею (см. 2 Тим. 3, 8), и как Симон, вступающий в состязание с первоверховным Петром», делая то, что мог совершать Адам до падения. Весь мир захватили лукавые духи. В реках и озерах поселились водяные, в лесах – лешие. В воздухе встали заставы князей злобы поднебесных, не пропускавшие никого, кто желал бы подняться на небо, к престолу Божию. Поэтому и Исайя с надеждой на освобождение взывал: О, если бы Ты расторг небеса и сошел! Лишь распятие Господа на древе крестном (среди воздушной стихии) проложило дорогу на небеса и подорвало самые корни оккупационного режима в нашей Вселенной, которая будет окончательно освобождена в день Суда. Но вернемся нашей мыслью в сад Едемский, где все усиливалось разрушительное действие греха в человеке. Он забыл о том, что Бог наполняет небо и землю. Ум его, лишившись связи с Вечным Умом, чрезвычайно ослабел. Так происходит и всегда, когда человек творит беззаконие, и, в конце концов, его ждет безумие (как Ницше). И услышал голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3, 8). Не этот ли безумный поступок первозданных воспроизводит нашкодивший ребенок, который вместо того, чтобы попросить прощения, прячется под кровать. Действительно, то, что произошло в саду Едема, запечатлелось на всей нашей природе! Это наследственное повреждение, которому подпали все люди, передается через зачатие (см. Пс. 50, 7) и является корнем всех других грехов. Для того чтобы излечить человеческую природу от этой страшной заразы, Христос был распят на древе Крестном в тот же день (пятницу) и час (шестой), в который согрешил Адам. Надо заметить, что слова «ходил» нельзя понимать по отношению к Богу буквально, ибо Он есть существо бесплотное. По толкованию Отцов, под хождением Господа должно разуметь «и как прибытие, и как явление для помощи нуждающимся или для отмщения врагам, или для какого другого дела, вследствие того, что у нас совершается приход посредством пользования ногами». Адам не захотел иметь Бога помощником и врачом, и поэтому сам сделал себя для Него врагом и чадом гнева Его по природе (см. Еф. 2, 3). И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 910). Где ты? В какое состояние ты попал? Адам своим преступлением выбросил себя вовне, в ту область, где нет Бога, в страну греха и тьмы внешней. И вопрос Бога призывал его к покаянию, к возращению в полноту Жизни Вечной. Но грех тем и отличается от обычной болезни, что пораженный им часто не желает исцеления. Поэтому за всякое преступление полагается наказание, из-под которого человек может спастись, лишь прибежав под кров Распятого Господа. Адам решил оправдаться сам, своими силами, и захотел укрыться в только что построенной им в своем сердце тюрьме. Если бы он тотчас же покаялся, то был бы прощен, и история мира пошла бы другой дорогой, но этого не произошло. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 1112). В своем развитии грех разрушил то, ради чего совершил его Адам. Он рассек единую плоть мужа и жены, и они почувствовали друг друга конкурентами и врагами. Но и на этом страшное протекание этой болезни не остановилось. Адам взвалил собственную вину на Самого Создателя, и с тех пор любой нераскаянный грех в своем развитии неизбежно приходит к богоборчеству. Так возникли все ложные религии и ереси, так появился и эволюционизм. Один из крупнейших пропагандистов этого учения Гексли сознавался, что принять теорию Дарвина его заставила не достоверность фактов (которых как не было, так и нет), а то, что он сможет свободно предаваться гнусному блуду и прелюбодеянию. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13). Вседержитель попытался исцелить мужа чрез жену, но и она показала, что болезнь ее неисцельна. Лишь спустя пять с половиной тысячелетий Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа (Иер. 31, 22). А сейчас, видя, что мягкие и быстрые меры не помогают, Бог перешел к тяжелому и длительному лечению. Весь этот прекрасный мир Он отдал под больницу. А в больничной палате должны действовать другие законы, нежели в королевском дворце. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, «все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику: солнце не хотело светить ему, ни луна, и прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо, некоторым образом, устремилось пасть на него, и земля не хотела носить его. Но Бог, сотворивший всяческая и человека создавший – что сделал? Зная прежде создания мiра, что Адам имел преступить заповедь Его, и имея предопределенную для него новую жизнь и воссоздание, какие имел он получить чрез возрождение во Святом Крещении, в силу воплощенного Сына Своего и Бога нашего, Он сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и, сделавшись тленной, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, чтобы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленной и как бы духовной». И Бог тотчас начал Свой праведный и милостивый Суд над согрешившими прародителями, но сначала кара постигла того, кто под покровом змея совратил человека. Наказание дано было ему под тем самым образом, под которым он и совершил свой грех. По мнению святого Василия Великого, со времени этого проклятия сатана навсегда потерял возможность покаяния. И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 1415). Первая половина проклятия изменила природу орудия сатаны. Змей потерял ноги, которые прежде имел. До сих пор на его скелете есть остатки тех ног, которых он лишился. Интересно, что в Вавилоне, на воротах Иштар, сохранились изображения змей, имеющих по четыре ноги. Видимо сатана, которому служат язычники, сообщил им о том облике, в каком он смог захватить землю. Сам же дьявол этим Божиим повелением был обречен пресмыкаться по земле и есть прах, то есть творить дела, далекие от всего богоподобного. Он, возжелавший стать богом, был превращен в прахоеда, не способного ни к какому творчеству, но непрерывно стремящегося от распада к распаду, от одной смерти к другой! Вторая половина проклятия змея служила утешением для падшего человека. Это было пророчество о том, что царство врага не будет полным и окончательным. С самого начала человек будет бороться с грехом и его отцом-сатаной, и завершится эта битва тогда, когда придет Освободитель. Он будет Семенем Жены (то есть рожденным от Девы, непорочно, а посему и безгрешный) и уничтожит самую главную силу врага – грех. Но эта победа не будет для него легкой. Та его часть, которая ближе всего к этой земле – Его Тело, будет ужалена Змеем, то есть умрет (ведь недаром сатана называется имеющим державу смерти). Так было дано первое Откровение о пришествии Христа, часто называемое первоевангелием. Память о нем человечество пронесло через всю свою историю, хотя и в искаженном из-за язычества виде. Фольклористы знают, что самый распространенный сказочный сюжет – это герой, убивающий змея или дракона. Эта легенда встречается практически у всех народов, и очевидно, что причина его должна иметь общечеловеческие корни. Так в сознании потомков Адамовых сохранились отзвуки райского Откровения. Кроме этих фольклорных свидетельств сохранилось и материальное подтверждение существования предания о грехопадении среди первых поколений после Потопа: в Междуречье найдены две древних печати, на первой изображено искушение змеем Евы и Адама, а вторая изображает их изгнание от древа жизни. Жене сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). С тех самых пор люди рождаются со страданиями, превышающими муки любого животного. Безбожная биология, желая объяснить этот феномен, утверждает, будто эволюция человека происходила слишком быстро, и механизмы деторождения за ней не успели. Абсурдность подобного мнения очевидна. Ведь если за развитием мозга как-то ухитрился успеть позвоночник (прямохождение), то почему не смогли успеть измениться те механизмы, благодаря которым якобы и возможна эволюция (мутации, передающиеся по наследству, касаются или половых клеток, или эмбриона)? Со времен Божьего наказания женщина природой подчинена мужу; ибо раз она не смогла правильно воспользоваться своим равноправием с ним, а возжелала стать его госпожой, то сраведливо лишена и прежнего состояния. Поэтому любая попытка эмансипации или лжеосвобождения женщины противоестественна и вдохновлена сатаной. Христос Своим пришествием освободил женщину от рабства, и ей, так же, как и мужчине, доступно обожение. Но вплоть до изменения мира слово Божие, вложенное в ее природу, в ней прибывает, и смиренное следование ему спасает женщину, как ее крест. Апостол Павел также подтверждает богоустановленную иерархию человеческих отношений. Всякому мужу глава Христос; жене глава – муж; а Христу – Бог (1 Кор. 11, 3). Поэтому и распадаются те семьи, где жена пытается стать главой мужа, ибо это противоестественно. Заметим, что наказания накладываются Господом постепенно. Сначала изрекается проклятие на змея, но Ева не вразумилась. Тогда карается она. Может быть, Адам осознает свой грех и раскается? Но и этого не происходит. Тогда доходит очередь и до него. Но, не желая отменять Свое благословение, Бог проклинает землю, владыкой которой был поставлен Адам, и через землю скорби падают и на их виновника – Адама. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3, 1718). С произнесением этих страшных слов в мир вошла смерть, именуемая физиками энтропией. Звезды стали взрываться, ядерный распад приобрел необратимый характер, и в будущем, если Вселенная не изменится, все атомы превратятся в железо и близкие ему по атомной массе элементы. Интересно, что чем дальше по иерархической лестнице от человека находится некое существо, тем менее оно повреждено распадом и смертью, хотя полностью свободным от них не осталось в этом мире ничего. Даже протоны, по некоторым современным гипотезам, со временем «испаряются» и свет тускнеет. Всю Вселенную, согласно действующим ныне законам, ждет тепловая смерть. Гораздо сильнее проклятие поразило живой мир. Растения стали мутировать, у роз появились шипы, некоторые бактерии стали болезнетворными. Сорняки засорили луга и поля, и злаки перестали справляться с ними своими силами, ибо экологическое равновесие было разрушено. Земля во многом утратила свое плодородие, и для того, чтобы существовать, человек вынужден трудиться до изнеможения. Еще больше пострадал животный мiр. Животные стали смертными и перестали в человеке видеть благого владыку. Между ними началась борьба за существование, появились хищники и жертвы (по мысли св. Феофила Антиохийского). Стали рождаться уроды-мутанты (слова бл. Августина), которых сейчас некоторые безумцы считают материалом для самоусовершенствования твари. Однако самое сильное изменение претерпела природа человеческая. Душа перестала видеть Бога, что является для нее настоящей жизнью, и потому умерла в тот же день, в который и согрешила. Как следствие духовной смерти, началось ее разложение: желания вышли из-под контроля ума и породили страсти, ум помрачился и потерял подлинную мудрость. Для познания ему понадобилось уничтожать познаваемое (так возник аналитический метод, легший в основу современной науки). Воля ослабела, и нам сложно делать то, к чему стремится наше существо. Тело перестало покоряться душе, и таким образом возникли болезни и смерть, окончательно разрывающая уже ослабевший союз. Чрезвычайно повредилась и половая сторона человеческой личности, из-за чего возникло чувство стыда и появилось желание одеться для того, чтобы защитить свою взбунтовавшуюся природу от ставшим враждебным мира. Весь мир стал рассматриваться человеком как враг, которого должно покорить и переделать по-своему. Но для человека все же главным наказанием была смерть, обрекающая его личность на распад. Тело разлагается в прах, а бессмертная душа снисходит в глубины земли, ожидая пришествия Избавителя. Невозможно ведь и несообразно с природой неизменного Бога, чтобы его слова не сбылись, и тот, кому сказано: если вкусишь от плода, смертью умрешь, не умер. Все эти страшные повеления Божии, ставшие законами нашего мира, тем не менее даны для блага человека. Ведь если бы Адам и подчиненный ему мир не стал бы смертным, то зло тем самым приобрело бессмертие, люди превратились бы в плотоносных демонов, не имеющих возможности исправиться, а мир стал бы адом. И чтобы этого не произошло, Бог вложил в природу сотворенного возможность возрождения, как всего мира, так и его владыки – человека. В ту пятницу установленные законы, по которым живет мир и сейчас, были изменены в другую пятницу, на другом древе, Тем же, Кто проклял мир. Действию этих законов положен предел, и Первенец уже живет по законам преображенного мира. Силы будущего века уже сияют во мгле распада, и причащающиеся их в недрах Церкви уже предчувствуют то состояние, которого весь мир достигнет в день Страшного Суда. И нарек Адам имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих (Быт. 3, 20). После проклятия Бог не полностью отнял власть у человека. Знаком этого служит то, что именно тогда Адам нарекает имя своей жене, другим проявлением остатков этой власти является существование домашних (а не одомашненных) животных, оставленных в подчинении у человека. Это священное повествование неопровержимо свидетельствует о том, что все люди происходят от одного корня, какими бы внешними признаками они не различались. Расизм и нацизм глубоко чужды Православной Церкви. Как никогда она не примет богохульного учения современных модернистов, утверждающих, будто история грехопадения является мифом или «метаисторией». Любая попытка отвергнуть буквальную точность Библейского повествования влечет за собою пересмотр всего Божественного Откровения. Апостол Павел не знал никакого иносказательного толкования Бытия. Не Адам прельщен, – пишет он, – но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 14), и этим обосновывает богоустановленность главенства мужа в семье. В другом послании святой Павел, опасаясь козней еретиков – со-трудников древнего змея (к которым, конечно, относятся и «христианские» эволюционисты), говорит: Боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3). Заметим, насколько точно описывает апостол современных еретиков, гордящихся своей бесовской ученостью и сложностью болтовни скрывающих свои богохульства! Само событие грехопадения неотделимо связано с Искуплением. По учению, открытому Духом апостолу язычников, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 2122). Если первый Адам – миф и метаистория, то басня и сказка – второй! Если в людях не живет первородный грех, то смерть – бессмысленное насилие злого демиурга, а Голгофа и Гроб – напрасны (см.: Рим., гл. 5). Модернисты не верят и Самому Христу, назвавшему диавола «человекоубийцей от начала» (см. Ин. 8, 44), ибо, по их мнению, сатана реально не убивал никого, а все рассказанное в 3 главе Бытия не более чем поучительная басня или метаистория, разыгравшаяся в каких-то астральных мирах. Более того, они считают, что убийцей был не диавол, а Сам Творец, изначально допустивший существование в мире закона смерти. Эти еретики полностью подпадают под анафему Карфагенского собора: «Если кто скажет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, не в наказание за грех, но по природной необходимости: да будет анафема» (Правило 123).
Tags: духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author