petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 15 (2) марта

Автор: святитель Николай Сербский

1. Священномученик Феодот, епископ Киринейский. [Киринея расположена] на Кипре. За свою мудрость и добродетели Феодот был избран в епископы и управлял Божией Церковью с любовью и ревностью. Но когда в правление жестокого царя Ликиния было поднято гонение на христиан, сей Божий человек был приведен на судилище и подвергнут многим истязаниям. Когда мучитель Савин советовал ему отречься от Христа и поклониться языческим идолам, Феодот ему возразил; «Если бы знал ты благость Бога моего, на Которого я уповаю, что за эти кратковременные муки удостоит [Он] меня вечной жизни, то и сам восхотел бы пострадать так же, как и я». В его тело забивали гвозди, а он молился Богу с благодарением. Полагая, что близок его конец, [святой Феодот] учил и наставлял окружавших его христиан. Но, по Божиему Промыслу, в это время император Константин объявил христианам свободу, приказав отпустить всех, кто был под судом ради Христа. Тогда и сей святитель был освобожден, весь измученный вернулся на свою кафедру в Киринее и прожил еще два года. После этого упокоился он в Господе, Которому верно служил и за Которого много пострадал. Скончал он свою земную жизнь около 326 года и переселился во дворы Господни.
2. Св. мученик Троадий. Пострадал за Христа в юношеском возрасте. Святитель Григорий Неокесарийский лицезрел его в видении, мужественно претерпевавшим мучения за Христа, пока его окончательно не лишили жизни. Видел он и его душу, расставшуюся с телом и радостно устремившуюся к небу. Пострадал и прославился святой Троадий в III веке. 3. Четыреста сорок мучеников, убиенных лангобардами в Италии около 579 года. О них пишет святитель Григорий Двоеслов. В одном месте было их обезглавлено 40, а в другом – 400. Все они пострадали за то, что не захотели вкушать от идольских жертв, а сии последние 400 еще и за то, что не стали, по обычаю язычников-лангобардов, плясать вокруг козьей головы, предварительно принесенной последними в жертву демонам. 4. Преп. Агафон, великий египетский подвижник V века. Современник преподобного Макария и ученика святого Лота. Старался исполнить все заповеди Божии. Один из братьев похвалил его ножик, которым резал он прутья для корзин. Услышав похвалу, святой [Агафон] с радостью протянул этот ножик тому брату в подарок. Еще святой Агафон говорил: «Для меня было бы удовольствием, если бы мог я взять себе тело какого-нибудь прокаженного, а ему отдать свое». Не совершенная ли это любовь? [В греческом Синаксаре он упоминается под 8 января. – Пер.] 5. Св. мученица Евфалия. Сия святая девица Евфалия была родом с Сицилии. Ее мать носила то же имя. И был у нее брат Сермилиан. Все они были некрещеными язычниками. Старая Евфалия страдала кровотечением. Явились ей во сне святые мученики Алфий, Филадельф и Киприан (память их 10 мая) и сообщили, что выздоровеет она только в том случае, если крестится во имя Господа Иисуса Христа. Евфалия уверовала во Христа, крестилась и, действительно, получила здоровье. Увидев такое чудо, крестилась и ее дочь. Сермилиан же стал насмехаться над матерью и сестрой за их веру во Христа, а потом перешел и к угрозам. Мать испугалась и убежала из дома. Тогда брат начал преследовать сестру. Но сестра не устрашилась, потому что Христос был ей дороже брата, и сказала Сермилиану: «Я христианка и не боюсь умереть». Жестокий брат подослал к ней одного из слуг, чтобы тот ее осквернил. Но когда слуга напал на святую Евфалию, [тут же] потерял зрение. Злой брат увидел это чудо, но его сердце осталось черствым. Он кинулся за сестрой, схватил ее и отрубил ей голову, совершив грех Каина. Так святая девица Евфалия сподобилась венца вечной славы. Так и в сем случае сбылось слово Владыки Христа, [сказавшего] что внес Он меч в среду людей, разделяющий родных по крови, но не родных по вере (Мф. 10, 34–35).
Молчальник Агафон безмолвствовал три года:
Сей тяжкий камень он под языком носил,
Чтоб не смутить грехом слух верного народа;
Слова же утешенья тем временем копил.
И вот однажды старец отверз свои уста
И начал славить Бога, Спасителя Христа.
О гневе он сказал: «Тот, кем владеет гнев,
Не будет верен Богу ни ныне, ни вовек.
Дана нам сила свыше мертвых воскрешать,
Но от гневливого не будет Бог жертвы принимать».
Когда же смерть приблизилась ко старцу Агафону,
Собралася вся братия, слышны и плач и стоны.
А он – молитву шепчет со трепетом немалым,
И слабое дыханье вдруг учащенным стало.
«Ужель и ты боишься? – монахи вопрошают. –
Тебя, предобрый отче, Господь уж точно знает!
Был ты благ и кроток, да и премудр тоже,
Средь людского камня – золота дороже!»
Просветилося лице старца в этот час,
Услыхала братия его тихий глас:
– Вот стою я пред судом Божиим сейчас!
Вздохнул старец глубоко, лицо стало строже,
Суд людской – это одно, а другое – Божий.
Рассуждение. Если кто-то потеряет веру в Бога, вместо этого ему [по]дается глупость. А из всех глупостей вряд ли есть большая той, как если кто-то, нарицаясь христианином, скитается и собирает скудные доказательства Бога и бессмертной жизни по другим верам и философиям. Если кто-то не отыщет золота у богача, как сможет он найти его у бедняка? Откровения бессмертной жизни, факты, доказательства, свидетельства, реальные проявления духовного міра – всё это не только составляет основание христианской веры, но образует и ее стены, и этажи, и декорации, и всю мебель, и кровлю, и купола. Через каждое евангельское слово просвечивает по одному лучу из оного духовного міра, не говоря уже о чудесных событиях – как евангельских, так и имевших место впоследствии, на протяжении всей истории Церкви за 2000 лет. Христианство столь широко распахнуло врата оного міра, фактически – настежь, что его, по существу, следовало бы называть не религией – во избежание недоразумения и риска смешать его с прочими верованиями и исповеданиями, – а Откровением, Откровением Божиим. Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса на Тайной Вечери, а именно: 1) как должен был сказать Он Своим ученикам, что один из них предаст Его; 2) как и после всего того, что сделал Он для Иуды и после омытия ног и предуведомления о том, что Он знает его предательские намерения, Иуда пребыл непреклонным в своих помыслах о продаже за серебро и своего Учителя, и своей души; 3) как сожалел [и сожалеет] Господь о погибели Иуды, равно как и о погибели других предателей Своих и Своей Церкви во все времена до скончания века, что [во] все[й полноте] провидел [и провидит] Он Своим всевидящим духом. Проповедь об Отце и Сыне. Видящий Меня видит Пославшего Меня (Ин. 12, 45). Видящий свет опосредованно видит и солнце; с другой стороны, разве может кто-то, созерцая солнце, не видеть и света? Если бы солнце не посылало нам своего света, никто бы из нас об этом солнце и не знал. Всё наше знание о солнце мы получили через посредство света, излучающегося из него. Никогда никто не видел солнце с помощью какого-нибудь другого света, а не того, который исходит от солнца. Так обстоит дело и с нашим познанием Отца через Сына. Не ведущий Сына не может знать об Отце. Знающий Сына знает и Отца. Видящий Сына видит и Отца. Бог не может познаваться без Своего Света, снисшедшего к людям. Свет Отца – Сын. Я свет, – сказал Христос. И свет во тьме светит. Если бы не солнечный свет, то физический мір был бы всецело тьмой. Мір же духовный и нравственный и вся человеческая жизнь тоже [погрязали] бы во мраке, если бы не Свет, Который от Отца. А Свет этот есть Владыка Христос. Воистину, братья, нет [иного] подлинного света, освещающего Божие существо, чем Христос Господь. Видящий Его видит Бога. Не видящий Его пребывает во тьме. Господи, Сыне Божий, не переставай помогать нашему духу видеть Тебя и в Тебе – Твоего Небесного Отца и Святого Духа Утешителя, Троицу единосущную и нераздельную, Которой да будет слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author