petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 7 марта (22 февраля)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. мученик Маврикий и 70 воинов. В правление царя Максимиана было великое гонение на христиан. В сирийском городе Апамия Маврикий был начальником местного гарнизона. Язычники обвинили его перед царем как христианина и сеятеля христианской веры среди воинов. Царь прибыл самолично и начал расследование. Вместе с Маврикием перед царем предстали и 70 воинов-христиан, среди которых был и сын Маврикия – Фотин. Ни царские ласки, ни угрозы не смогли поколебать этих отважных ратников. На царские угрозы они ответили: «О царь, нет страха в благоразумной и могучей душе любящих Господа!» Когда по повелению царя с них сняли воинские пояса и одеяния, они сказали: «Бог облечет нас одеждами и поясами нетленными и вечной славой!» Когда царь упрекал их, что презрели они воинскую честь, данную им от него, они ответили: «Честь твоя – это бесчестье, потому что забыл ты Бога, давшего тебе царскую власть!» Тогда царь приказал обезглавить перед глазами Маврикия его сына Фотина, чтобы устрашить этим отца и всех прочих. Но Маврикий сказал: «Исполнил ты наше желание, о мучитель, и послал перед нами Фотина, воина Христова». Тогда царь приговорил их к самой бесчеловечной смерти: их отвели в некое болото, обнажили, привязали к деревьям, намазали медом и оставили на съедение комарам, осам и шершням. В страшных мучениях предали они свои души Богу лишь на десятый день и преставились, чтобы вечно радоваться со святыми Ангелами на небесах. Христиане тайно взяли их тела и честно погребли. Эти храбрые Христовы воины пострадали около 305 года.
2. Многие мученики в Евгении, близ Царьграда. В правление царя Аркадия были откопаны мощи многих Христовых мучеников, среди прочих – и апостола Андроника, и его помощницы Иунии (Юнии) (Рим. 16, 7). Эти мощи были обретены по откровению от Бога некоему клирику Николаю Каллиграфу. «Их имена ведает только Господь, Который и вписал их в книгу Живых на небесах». Над мощами апостола Андроника царь Андроник I в XII веке построил великолепный храм. 3. Прпп. Фалассий и Лимний. Пустынники сирийские. Одним из их особых подвигов было безмолвие. По смерти преподобного Фалассия в 440 году преподобный Лимний перешел к преподобному Марону (память его совершается 14 февраля) и там подвизался на вершине горы под открытым небом. 4. Св. Папий Иерапольский. Ученик святых Апостолов и писатель-патролог. От него имеем мы свидетельство о Евангелиях от Матфея и Марка, о четырех Мариях и братьях Господних, а также одно не полностью сохранившееся сочинение «Изъяснение слова Господня».
От корня благого – лоза благородная,
Фотин молодой – жертва Богу угодная!
Ему при отце отрубили главу,
И крови струя обагрила траву.
Маврикий, полн мужества, боль подавил,
Не дрогнул, единой слезы не пролил:
– Ты Сам мне, о Боже, его даровал,
И чем бы я лучшим за дар твой воздал?
Пошли мне такую же смерть, как Фотину,
Ты, в жертву обрекший Единого Сына!
Маврикий, ратник славный небесного Царя,
Жизнь положил ты на земле свою не зря:
Из рук тиранов подношений не приял,
Но легион друзей призвал и ободрял:
Не преклонять колен пред истуканами бездушными,
Окончить эту жизнь без страха, благодушно.
На смерть ведет он свой отряд – и в жизнь другую:
– Язык не передаст красу ее благую;
Пусть нашу плоть терзают шершни и москиты,
Не одолеть нас палачам из царской свиты.
Но скоро, братья, перейдем мы в мір иной,
Где славны все, кто воевал за Крест честной,
И скажем мы Христу в той наднебесной тверди:
«Тебе, о Царь, мы были верными до смерти!»
Рассуждение. О непрестанном пребывании с Богом преподобный Антоний учит: «Душа твоя да обитает с Богом во всякое время, а тело твое на земле да будет подобно некоему изваянию. Стой всегда пред Господом прямо. Страх перед Богом да предлежит непрестанно твоим очам; точно также – и память о смерти, и отвращение от всего мірcкоrо. Умирай каждый день, чтобы жить: ибо боящийся Бога будет жить вовеки. Бодрствуй непрестанно, чтобы не впасть в леность и нерадение. Возненавидь всё мірcкое и удали его от себя, а иначе удалит оно тебя от Бога. Возгнушайся всем, что приносит вред душе. Не отступай от Бога в угоду чему-то тленному. Образцом и примером пусть послужат тебе те, кто любил Господа всем своим сердцем и творил добрые дела. Прежде всего, непрестанно изливай молитву и воздавай Богу благодарение за всё, что бы с тобой [ни] случилось. Если станешь исполнять всё заповеданное, то воспримешь наследие, которого не видел глаз, не слышало ухо и которое не приходило на сердце человеку (1 Кор. 2: 9)». Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса в беседе с Марфой и Марией, а именно: 1) как обе сестры сердечно принимают Господа и хотят слышать Его слово; 2) как Мария больше заботится о духовном, а Марфа о телесном угощении Божественного Гостя; 3) как Господь больше радуется тому, если преподаст кому-либо духовную пищу, нежели если кто-то предложит Ему пищу телесную. Проповедь о юродивых, мудрейших всего міра. Мы безумны Христа ради (1 Кор. 4: 10). Так говорит великий апостол Павел, который поначалу руководствовался светской мудростью, идущей наперекор Христу, пока не познал лживость и гнилость ее, а также свет и постоянство премудрости Христовой. После этого святой Апостол не сердился на мір, нарицавший его юродивым Христа ради, и не стеснялся, вопреки міру, сам нарицать себя этим именем. Не имеет для нас никакого значения, как посмотрит [также в серб, букв.: посчитает. – Ред.] на нас мір и как станет нас называть. Важно, и причем очень важно, какими [глазами] будут смотреть [в серб, букв.: считать] [на] нас святые Ангелы на небесах и какими [именами] нас нарекут, когда встретимся мы с ними после смерти. Это имеет судьбоносное знание, а всё остальное – пустяки. Мы либо юродивые для міра ради Христа, либо юродивые для Христа ради міра. Но сколь мимолетен звук мірcкоrо слова! Если мір называет нас юродивыми, то и он не пребудет вечно, и слово его умрет. Какой тогда смысл в его словах? Но если бессмертные небожители нарицают нас этим именем, то это не умирает и не сходит с нас, ибо [это есть] вечное осуждение. Если кто-то не верит ни в Живого Бога, ни в бессмертную жизнь, ни в' воплощение Владыки Христа, ни в Христово Воскресение, ни в евангельскую истину, ни в вечную Божию милость и правду, – то не удивительно ли, что считает он юродивым того, кто во всё это верит? О, пусть бы каждый из нас, осеняющих себя крестом, не только с легкостью переносил, но и с удовольствием принимал бы прозвище юродивого Христа ради! Да возрадуемся же и возвеселимся, если неверующие нас так назовут: ведь это значит, что мы близ Христа и далеко от безбожников. Да возрадуемся, и возвеселимся, и могучим эхом возвестим в уши міру: да, мы и вправду юродивые Христа ради! Господи премудрый, укрепляй нас силою Твоею, чтобы не страшились мы неверующего міра, когда наносит он нам удары либо бичами, либо оскорбительными словами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author