petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на Евангелие от Луки. Притча о распутном сыне (11–32).

Автор: епископ Михаил (Лузин)

Лк. 15: 11. Еще сказал, т. е. притчу. Это – собственно так называемая притча – притча о блудном или распутном сыне. В этой, наиболее выразительной и прекрасной притче Господь с удивительной наглядностью и трогательностью изображает любовь Божию к кающемуся грешнику, каковы мытари и грешники, окружавшие Его, и отношение к этому мнимых праведников, каковы книжники и фарисеи, роптавшие на Господа за его любвеобильное обращение с мытарями и грешниками. – У некоторого человека было два сына: под образом этого человека представляется Бог; два сына – это грешники и мнимые праведники – фарисеи и книжники. Лк. 15: 12–13. Младший из них: младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни. – Дай мне и проч.: сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения. – Следующую мне часть: по закону Моисееву (см. Втор. 21: 17), младший сын получал половину того, сколько получал старший. – Разделил им имение: отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так. – Собрав все, пошел: тяжела ему показалась опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушая, и расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог. – Дальняя сторона есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Лк. 15: 14–16. Настал великий голод: к бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию. Пасти свиней: самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния. – Наполнить чрево свое рожками: это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые, впрочем, иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей). – Но никто не давал ему: и этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в этих бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын. Лк. 15: 17–19. Придя в себя: оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания, грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается. – Встану, пойду к отцу моему: решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться! – Я согрешил против неба и пред тобою: небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою – оскорбленным и негодующим, но любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение глубокого и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его. – Не достоин называться сыном и проч.: выражение глубокого смирения и недостоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника. – В число наемников твоих: выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях, быть принятым в дом отчий. Лк. 15: 20–24. Когда он был еще далеко и проч.: все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви небесной к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец – старец, издалека увидев возвращающегося сына своего, бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв его раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на нем рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом – стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как, по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами. – Был мертв, и ожил: грешник, отчуждающийся от жизни в Боге, – то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его – Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим. 5: 6. Рим. 6: 13. Мф. 8: 22); почему обращение грешника к жизни в Боге и представляется как воскресение его из мертвых (Рим. 6: 13. Еф. 2: 1. Откр. 3: 1). Лк. 15: 25–28. Старший же сын и проч.: в примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они – по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, – это они – книжники, и фарисеи, и законники, – это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильнейшего Отца-Бога. – Был на поле: работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом этой работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится. – Услышал пение и ликование: пение и ликование – символ веселья и радости вообще. – Он осердился и не хотел войти: так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и грешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом (выше: Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними; Лк. 15: 1). – Отец же его, выйдя, звал его: со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви. Лк. 15: 29–30. Вот, я столько лет служу тебе и проч.: вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного, любвеобильного – отче (батюшка); брата он не хочет назвать братом, а – этот сын твой, и резкой чертой указывает на его поведение; с особенной настойчивостью указывает на верную службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжникй. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на «козленке», и он с завистью говорит и упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца... Лк. 15: 31–32. Он же сказал ему и пр.: хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением – сын мой – отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства. – Ты всегда со мною, и все мое твое: не все имение расточено братом твоим, и не твое, – твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные они могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения Отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно-нравственном настроении. – Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах, а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. – Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. Лк. 15: 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба – Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника?
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author