petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Первое послание к коринфянам: 1 Кор., 135 зач., 6, 12‒20

Автор: святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский

Отклонение от дел плотоугодия: чревоугодия и блуда (6, 12‒19). Далее святой Павел отклоняет коринфян от сочувствия к таким делам, в которых наиболее проявляется плотоугодие — от чревоугодия (6, 12‒13) и блуда (6, 13‒19). А) Возбранение чревоугодия (6, 12‒13) 12. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Коринфяне, может быть на основании учения святого Павла о свободе духовной от уз закона Моисеева, составили себе правило для руководства относительно пищи: все мне позволительно вкушать. Бог дал тело, вложил в него потребности для поддержания его жизни, а в природе рассеял блага, которыми удовлетворяются эти потребности. Пользуйся всем свободно — на то Божие благословение, все это создано Богом и для тебя. Святой Павел не отрицает прямо этой свободы, но полагает ей два ограничения: первое — пользу и второе — чтоб ничем не быть обладаему. Свободно пользуйся всякой пищей, но чтобы она была действительно полезной не для одного только тела, но и для всего тебя, то есть и души и тела. В таком случае необходимо ограничить свободу в пище и количеством и качеством ее. Но еще более стесняет свободу другое ограничение: ничто не должно обладать мною. В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, зав тра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день то же требование повторится с большею силою, и, чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильнее и настойчивее будет требование их и наконец обратится в привычку удовлетворять потребность тела известным образом и в известной мере; так что это будет уже как бы естественная потребность тела, которую не удовлетворить нельзя. Эта привычка вяжет нашу свободу, назначая нам и предмет, и время, и меру в отличие от естественной потребности, которая только требует удовлетворения, а не вяжет. Таких привычек как искусственных потребностей у нас множество. Против этого рабства своей чувственности святой Павел и предостерегал свободу воли. Пользуйся всем, но не связывай себя чувственными привычками от удовольствия, а это значит — ограничивай свои потребности только существенно необходимым, ища в пище только довольства, а не удовольствия. 13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (до слов Бог уничтожит и т о и другое). Побуждение воздерживаться от чревоугодия указывается святым Павлом и в том, что в будущей жизни Бог упразднит — сделает ненужным как чрево с его потребностями пищи, так и пищу. Разумно ли поэтому увлекаться пристрастием к пище и образовать в душе стесняющие ее свободу привычки? Ведь здешние душевные привычки и в будущей жизни будут томить и требовать удовлетворения и, за невозможностью удовлетворить их, будут мучить душу. Б) Возбранение блуда (6, 13‒19). 13 Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (от слов тело же не для блуда). Научив воздержной жизни, святой Павел начинает теперь учить целомудрию, а побуждения к сохранению целомудрия берет от существа христианской веры. Господь Исус Христос, приняв природу человеческую, стал Спасителем верующих и Главою их, а они — членами Его, поэтому они и должны служить Ему всецело, не душою только, но и телом, — Ему, Господу, Который входит таинственно в общение со всем человеком в его целости души и тела как Господь и души и тела. Если тело — для служения Господу и для общения с Ним, то оно тем самым не должно быть для блуда как злоупотребления естественною потребностию, законно удовлетворяемою в браке. 14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Как возможно тело наше омрачать и осквернять блудом, когда Бог, воскресив тело Господа Иисуса как Главы христиан воскресит и наше тело силою Своею? Как же омраченное здесь блудом воскреснет светлым?! Потому представление светлости будущего тела у всех подвижников служило сильным побуждением к тому, чтобы, сколько можно, утончать его и особенно не допускать страстных возбуждений. Когда кто из них по благодати Божией достигал того, что в нем погасала и замирала похоть, то о нем говорили, что он прежде всеобщего воскресения вкусил силы его. Некоторые из них, при возбуждении благодатных Движений, во время молитвы иногда становились все светлыми, у иных просветлялось лицо, У иных руки, воздетые к небу,— это и было вкушение силы будущего воскресения. 15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Христиане, приняв веру Христову, отрекаются от служения сатане, умирают для прежней порочной жизни, возрождаясь в новую — благодатную, и в ней сочетаваются таинственно со Христом всем существом своим. Истину эту святой Павел раскрывает во всех посланиях. Если же тела христиан — члены тела Христова, то какая же дерзость, какое безумие — члены Христа омрачать и осквернять блудом, делать их членами блудницы? Но каким же образом они становятся членами блудницы? 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. Долженствующий быть одно со Христом, отторгается от Христа и делается одно с блудницею, и это — по закону первоначального учреждения брака (см.: Быт. 2, 24). Брак есть учреждение Божественное, благословляется Богом, и в нем прилепляющиеся в браке друг к другу становятся одним телом во Христе; но блудница служит сатане, а поэтому и прилепляющийся к ней становится одним с ней телом в сатане. Что блужение есть служение сатане — это видно и из того, что оно омрачает не только тело, но и душу блудника, отгоняет от него ангела его хранителя и отторгает от Господа, ибо мрачному и смрадному нельзя быть едино с Господом. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Соединяющийся с блудницей объединяется с ней, и оба служат сатане, соединяющийся же с Господом верою, таинствами и благодатию Святого Духа живет по Духу Его и как бы становится одним духом с Ним, не делая ничего в угоду плоти — противно Духу Христову. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. В заключение своих увещаний святой Павел учит не только остерегаться, но всячески избегать блуда и приводит еще побуждение Для более слабых: именно что блуд сквернит все тело. Другие грехи совершаются хотя тоже при посредстве тела, но самый грех вне тела, в блуде же самый грех в теле, которое само все истощается блудом, а часть его отторгается и несмысленно бросается. Преданный этой страсти скоро истощается силой тела и души и преждевременно сходит во гроб. Разве для того Господь искупил и спас нас? 19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Разве вы не знаете, говорит Апостол, что Святой Дух, дарованный вам, обитает с вашим духом, управляющим телом вашим? Таким образом, тело ваше есть храм — жилище и Святого Духа, Которого вы получили от Бога. Как же храм Святого Духа отдать сатане чрез блудницу? Вы даже и права не имеете этого сделать, ибо вы выкуплены из рабства греху и сатане дорогою кровию пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа; мы стали Его рабами и должны служить Ему и исполнять Его волю, а не своевольничать. Итак, что же делать? III. Общее заключение о прославлении Господа в душах и телесах (6, 20). 20. Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Как не свои, а рабы Господа, будьте, говорит, трезвы, целомудренны, воздержны, трудолюбивы и готовы телесно исполнять заповеди Господа своего, и тем вы прославите Его телесно. Всегда помните Бога, прославляйте Его за великое Его благодеяние в искуплении вас и в даровании благодати Святого Духа, духовно проводите свою жизнь в исполнении Его заповедей и во всех подвигах богоугождения, и тем прославите Его в душах ваших (ср.: Мф. 5, 16).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author