petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 28 (15) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. апостол Онисим, один из семидесяти. Был рабом Филимона, человека богатого и знатного в городе Колоссы во Фригии, но чем-то не угодил своему господину и убежал в Рим, где услышал слово Евангелия из уст апостола Павла и крестился. А так как апостол Павел еще раньше и Филимона привел к правой вере, то и помирил он этих двух, Филимона и Онисима, господина и раба, написав отдельное Послание к Филимону, одно из наиболее трогательных письменных свидетельств, вообще существующих в Священном Писании. Прошу тебя, – пишет апостол Павел Филимону, – о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих... Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного. Тронутый этим Посланием, Филимон и вправду принял Онисима как брата, освободив его от рабства. Впоследствии Онисим самими Апостолами был рукоположен в епископа и по смерти апостола Тимофея принял ефесскую кафедру. Это видно из послания [священномученика] Игнатия Богоносца. В пору гонения, воздвигнутого Траяном, Онисим, уже в летах преклонных, был схвачен и приведен в Рим. Здесь он давал ответ перед судьей Тертуллом, был ввержен в темницу и, наконец, усечен мечом. Одна богатая женщина, взяв его тело, положила [его] в серебряный ковчег и честно погребла в 109 году.

2. Прп. Евсевий. Пустынник сирийский. Сначала подвизался под руководством святых мужей, а затем удалился на уединение в пустыню. Питался исключительно травяной пищей, не вкушая даже фруктов. Всё время проводил на открытом пространстве, углубляясь в молитву и терпя любую непогоду. Достиг 95-летней старости и мирно почил о Господе в 440 году.
Онисим преславный жизнь яко раб начал –
Как Христов апостол и мученик скончал.
Об имени спросил его Тертулл, издеваясь.
– Христианин мне имя, Онисим – прозываюсь.
– Свободный или раб ты? Ответь мне, убогий!
– Был раб Филимона, а ныне – Христа Бога.
– За цену какую Филимон тебя продал?
– Владыка Христос Кровь за меня отдал.
– Скажи, почитаешь ли богов изваянных?
– Не вижу богов – только каменных болванов!
Зверей разных вижу, но не живых, а мертвых;
Волу вы вола приносите в жертву,
Барана – барану, птиц – сычам и совам;
Животных живых – безжизненным скотам;
Живое – бездушному вы отдать готовы,
О, нет! Я не кланяюсь этим богам!
Воздам поклоненье я Богу Живому,
Творцу и меня, и тебя самого.
Тертулл посмеялся над мужем от Бога,
Мечом повелел обезглавить его!
От тела святому главу отсекли,
Но чистыя меч не коснулся души;
Осталось и дивное имя Онисима славного,
Ему и земля с небесами хвалу воздают неустанно.
Рассуждение. Для любого человека дорог мир души. У стяжавших этот душевный мир тело может быть непрестанно в движении, в работе, в страданиях, но душа их, прильнувшая к Богу, присно пребывает в непоколебимом мире. Преподобный Серафим Саровский учит: «Надобно всячески стараться сохранять душевный мир. Не возмущаться оскорблениями от людей. Поэтому нужно так или иначе воздерживаться от гнева и, бодрствуя (над самим собой) блюсти ум и сердце от непристойных движений... Для сохранения душевного мира необходимо также избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием удается сохранить душевный мир. Когда человек пребывает в таком состоянии, то получает Божественные откровения. Дабы человек сохранил себя от осуждения других, надлежит бодрствовать над самим собой; нельзя ни от кого принимать недуховных мыслей и должно быть мертвым ко всему (мірскому). Мы должны неустанно хранить свое сердце от непотребных помыслов и впечатлений (Притч. 4, 23). От постоянного бодрствования над сердцем – в сердце рождается чистота, в которой созерцается Господь, по словам вечной Истины: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5: 8). Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса как Странника, а именно: 1) как шествуя [по земле], Он утомляется, обливается потом, терпит голод и жажду ради спасения моего, твоего и всех людей; 2) как и по ночам трудится Он ради спасения моего, твоего и всех людей; 3) как на всех Своих путях думает Он и заботится о спасении меня, тебя и всех людей, одного только этого и желая. Проповедь о верном народе и неверных старейшинах. Когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (Ин. 7: 31). Владыка Христос творил Свои чудесные дела перед всеми. Все их видели, но не все веровали. Народ, видя Его чудеса, уверовал в Него. Слуги [вождей], услышав Его слова, уверовали в Него. [Сами] же вожди народа и господа этих слуг тоже видели Его чудеса – но не уверовали в Него. Так еще в те дни сбылись слова Спасителя: Многие же будут первые последними, и последние первыми. Те, кто был первым по чести и власти, оказались последними в вере в Него; а те, кто по чести и власти был последним, уверовали в Него первыми. Почему народ и служители уверовали, а князья и книжники не уверовали? Потому что народ и служители считали себя малыми и незначительными, так что не имели ни личной гордости, ни зависти ко Христу. Народ и слуги без злобы и предубеждения смотрели на Божественные чудеса, и слушали Божественные слова, и дивились, и радовались. А князья и книжники считали себя первыми в народе и в міре, поэтому были наполнены гордостью и завистью и как следствие – ни минуты не могли ни взирать на чудесные дела, ни слушать Божественные слова без [о]злобления и зависти. Видите ли, братья, что человек без смирения и скромности не способен ни познать истину, ни радоваться истине! Замечаете ли, что гордец и завистник не пустят даже Бога вперед себя! Точно так же, как некогда сатана! Господи Исусе, Истина вечная, очисти сердца наши от гордости и зависти, дабы могли мы лицезреть Тебя и радоваться Тебе. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author