petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием на утрени 5-е воскресное от Луки 113 зачало: Лк. 24, 12‒35



Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее чтение (Лк. 24, 12‒35) начинается на 5-й минуте седьмого часа записи  (6:54:40). Текст евангельского зачала (113 зач.): Пе́тръ же воста́въ тече́ ко́ гробу, и при­­ни́къ ви́дѣ ри́зы еди́ны лежа́щя, и оти́де, въ себѣ́ дивя́ся бы́в­шему. В первый день седмицы женщины пришли к гробу, неся с собой благовония. Пришли они весьма рано, что евангелист Матфей (Мф. 28, 1) называет вечером субботы. Ибо глубокое утро почти то же, что очень поздний вечер. И нашли они камень отваленным от гроба, ибо Ангел отвалил его, как говорит Матфей (Мф. 28, 2). Когда они вошли внутрь, им являются два мужа. Один, упоминаемый Матфеем (Мф. 28, 2), сидел на камне, а эти два мужа предстали внутри гроба. Это разные видения. Мужи являются в одеждах блистающих, по причине светлости воскресения, и напоминают женщинам то, что им говорил Господь,

именно: что надлежит, то есть необходимо, Ему «быть предану в руки человеков грешников», то есть римлян, язычников и скверных, «и в третий день воскреснуть». О том, как воскресение тридневно, мы достаточно сказали в толковании на Матфея (см. гл. 28). Когда они возвратились от гроба и рассказали об этом апостолам, то их почли мечтательницами. Так, по природе, невероятным кажется людям чудо воскресения! Впрочем, Петр не медлит, как и огонь, принявшийся за вещество, но бежит ко гробу и видит только пелены лежащие. И от того, что он достиг до гроба, на первый раз польза та, что вместо того, чтобы насмехаться, он удивляется: «и пошел назад (сказано), дивясь сам в себе происшедшему». Ибо как остались одни только пелены, и притом тогда, когда тело намазано было смирной? Сколько же досуга имел вор, когда он оставил их свитыми по надлежащему, вынес тело, и притом тогда, когда приставлены были воины? Под «Мариею, матерью Иакова», разумей Богородицу, ибо ее так называли, как мнимую мать Иакова, сына Иосифа, которого называли малым; я разумею брата Божия. Ибо был Иаков и больший, один из двенадцати, сын Зеведеев. И се́ два́ от­ ни́хъ бѣ́ста иду́ща въ то́йже де́нь въ ве́сь, от­стоя́щу ста́дiй шестьдеся́тъ от­ Иерусали́ма, е́йже и́мя Еммау́съ: и та́ бесѣ́доваста къ себѣ́ о всѣ́хъ си́хъ при­­клю́чшихся. И бы́сть бесѣ́ду­ю­щема и́ма и совопроша́ющемася, и са́мъ Ису́съ при­­бли́жився идя́ше съ ни́ма: о́чи же ею́ держа́стѣся, да Его́ не позна́ета. Рече́ же къ ни́ма: что́ су́ть словеса́ сiя́, о ни́хже стяза́етася къ себѣ́ иду́ща, и еста́ дря́хла? Отвѣща́въ же еди́нъ, ему́же и́мя Клео́па, рече́ къ Нему́: ты́ ли еди́нъ при­­шле́цъ еси́ во Иеросали́мъ, и не увѣ́дѣлъ еси́ бы́в­шихъ въ не́мъ во дни́ сiя́? И рече́ и́ма: кі́ихъ? О́на же рѣ́ста ему́: я́же о Ису́сѣ назаряни́нѣ, и́же бы́сть му́жъ проро́къ, си́ленъ дѣ́ломъ и сло́вомъ предъ Бо́гомъ и всѣ́ми людьми́: ка́ко преда́ша Его́ архiере́и и кня́зи на́ши на осужде́нiе сме́рти, и распя́ша Его́: мы́ же надѣ́яхомся, я́ко Се́й е́сть хотя́ изба́вити Изра́иля: но и надъ всѣ́ми си́ми, тре́тiй се́й де́нь е́сть дне́сь, от­не́лиже сiя́ бы́ша. Но и жены́ нѣ́кiя от­ на́съ ужаси́ша ны́, бы́в­шыя ра́но у гро́ба: и не обрѣ́тшя тѣлесе́ Его́, прiидо́ша, глаго́люще, я́ко и явле́нiе Ангелъ ви́дѣша, и́же глаго́лютъ Его́ жи́ва. И идо́ша нѣ́цыи от­ на́съ ко гро́бу, и обрѣто́ша та́ко, я́коже и жены́ рѣ́ша: Самаго́ же не ви́дѣша. Некоторые говорят, что один из этих двоих был сам Лука, потому евангелист и скрыл свое имя. Они «разговаривали между собой о всех сих событиях» не как верующие, но как недоумевающие и изумляющиеся необычайным происшествиям, и не скоро могущие примириться с таким чудным явлением. Исус, подойдя, пошел с ними. Ибо, имея тело уже духовное и Божественнейшее, Он в расстоянии мест не находил препятствия быть с теми, с кем Ему угодно. Поэтому и телесные очертания, с которыми тогда явился Спаситель, не позволяли им узнать Его. Ибо Он явился им, как говорит Марк (Мк. 16, 12), «в ином образе» и в иных чертах. Он телом располагал уже не по законам природы, но сверхъестественно и духовно. От сего-то очи их и были удержаны так, что не узнавали Его. Для чего же Он явился в ином образе, и для чего очи их были удержаны? Для того чтоб они открыли все свои недоумения, обнаружили свою рану и потом уже приняли лекарство; чтоб после долгого промежутка явиться им более приятным; чтоб научить их из Моисея и пророков, и когда уже быть узнанным; чтоб они лучше поверили, что тело Его уже не таково, чтобы могло быть усматриваемо всеми вообще, но что воскресло хотя то же самое, которое и пострадало, однако же, видимо бывает только для тех, кому Он благоволил; чтобы они приобрели отсюда и ту великую пользу, чтобы не колебаться уже недоумениями (относительно того, например), для чего Он снова не обращается среди народа, но размышляли в себе, что образ жизни Его по воскресении далеко разнится от обыкновенного, не человеческий, но Божественнейший, так что служит образом и будущего воскресения, в которое мы будем жить, как Ангелы и сыны Божии. Итак, вот для чего очи их были удержаны, и они не узнали Его. Ибо Он становился видим для тех, для кого желал. Господу, являющемуся в виде спутника, Клеопа делает упрек и говорит: «неужели Ты один из пришедших», то есть, неужели ты один из жителей Иерусалима не знаешь о случившемся? Иные, впрочем, слова: «из пришедших» («пришелец еси») понимали так: неужели ты один только пришлец и живешь вне Иерусалима, и так безучастен к происходящему в нем, что не знаешь о сем? Смотри же, какое очень малое еще имели они понятие о Господе. Они назвали Его мужем пророком, как можно назвать Илию, Иисуса сына Навина или Моисея; си́ленъ дѣ́ломъ и сло́вомъ (сильным в деле и слове): прежде – дело, потом – слово. Ибо никакое слово учителя не твердо, если учитель прежде не представит себя исполнителем оного. Итак, будь прежде силен в деле, потом старайся иметь и слово. Тогда и Бог будет содействовать тебе. Ибо прежде – делание, а потом – созерцание и озарение. Если не вычистишь зеркала с трудом и потом, то не увидишь желаемой красоты. Ибо блажени чистiи сердцемъ, а это достигается делами, яко тiи (ибо они) Бога узрятъ (Мф. 5, 8), и это конец созерцанию. Нужно быть сильным в деле и слове предъ Богомъ, а потом предъ всѣ́ми людьми́. Ибо прежде Богу нужно угождать, а потом стараться быть по возможности непорочным и пред людьми, и не должно ни человекоугодливость предпочитать богоугождению, ни жить на соблазн многих, но заботиться о том и другом, как и премудрый говорит: разумей добре пред Богом и людьми. И Павел говорит то же (2 Кор. 8, 21). Как бы обманутые в своих надеждах, они говорят так: мы же надѣ́яхомся, я́ко Се́й е́сть хотя́ изба́вити Изра́иля, надеялись, что Он и других спасет, а вот Он и Себя не спас. Так они были малодушны и косны на веру! Их слова похожи на то, что говорили и находящиеся у креста: ины спасе (других спасал), Себе ли не можеши спасти (Мк. 15, 31). Поэтому и Господь называет их несмысленными и медлительными в веровании. Что значат слова: изба́вити Изра́иля? Мы говорили некогда, что народ иудейский и менее прочих основательные ожидали во Христе спасителя и избавителя от угнетавших их зол и от ига римского рабства и надеялись, что Он воцарится на земле. Поэтому и говорят: мы надеялись, что Он и Израиля избавит от язычников – римлян, а вот Он и Сам не избег несправедливого над Ним приговора. И тре́тiи убо де́нь идетъ дне́сь, и жены́ ужаси́ша ны́ (уже третий день ныне... и некоторые женщины из наших изумили нас) и прочее. Говорят так в состоянии недоумения. Мне кажется, что эти два мужа были в сильном колебании мыслей, ни слишком не верили, ни слишком верили. Ибо слова: мы надѣ́яхомся, я́ко Той е́сть избавляяи Изра́иля (мы надеялись, что Он избавитель Израиля) обнаруживает неверие; а слова тре́тiи де́нь сей идетъ показывают, что люди уже близки к тому, чтобы вспомнить слова Господа: въ третiи день воскресну (Мф. 16:21, Мк. 8:31, Лк. 9:22,  Лк. 24:7). И слова: ужасиша ны (изумили нас) обнаруживают нечто подобное же, то есть колебание их неверия. Рассматриваемые же в совокупности, слова эти поистине свойственны людям, находящимся в сильном сомнении, так как люди сии необычайностью воскресения приведены были в состояние недоумения и в затруднительное положение. И пошли, – говорят, – некоторые из наших, то есть или один Петр, или Петр и Иоанн. И отсюда видно, что о чем одни говорят пространно, о том другие упоминают кратко и мимоходом, так как Иоанн пространнее повествует о хождении Петра и Иоанна ко гробу (см. Ин. 20, 2–8), а сей (Лука), упомянув о немногих, имена их опустил. И То́й рече́ къ ни́ма, о не смы́слен­ая и ко́сная се́рдцемъ, е́же вѣ́ровати о всѣ́хъ, я́же глаго́лаша проро́цы, не сiя́ ли подоба́­ше пострада́ти Христу́, и вни́ти въ сла́ву Свою́. И наче́нъ от­ Моисе́а и от­ всѣ́хъ проро́къ, ска́зоваше и́ма от­ всѣ́хъ Писа́нiи, я́же бя́ху о Не́мъ. И при­­бли́жишася въ ве́сь, въ ню́же идя́ста: и То́й творя́шеСя далеча́йше ити́. И ну́ждаста Его́ глаго́люща, обля́зи съ на́ма, я́ко при ве́черѣ е́сть, и при­­клони́л­ся е́сть уже де́нь. И вни́де съ ни́ма облещи́. И бы́сть я́ко воз­леже́ съ ни́ма, и прiе́мъ хлѣ́бъ благослови́, и преломи́въ дая́ше и́ма. онѣ́ма же от­верзо́стася о́чи, и позна́ста Его́, и То́й не ви́димъ бы́сть и́ма. И реко́ста къ себѣ́, не се́рдце ли на́ю горя́ бѣ́ въ на́ю, егда́ глаго́лаше на́ма на пути́, и я́ко ска́зоваше на́ма Писа́нiа? И воста́в­ша въ то́й ча́съ, воз­врати́стася во Иеросали́мъ, и обрѣто́ста совоку́плен­ы ед­и́ного ­на́­де­ся­те, и и́же бя́ху съ ни́ми, глаго́лющихъ, я́ко во­и́стин­у воста́ Госпо́дь, и яви́ся Си́мону. И та́ повѣ́даста я́же на пути́, и я́ко позна́ся и́ма въ преломле́нiи хлѣ́ба. Поскольку они размышляли по-человечески и страдали большим сомнением, то Господь называет их не разумная (несмысленными) и ко́сная (медлительными) вѣ́ровати, о всѣ́хъ я́же глаго́лаша проро́цы (в веровании всему тому, что предсказывали пророки). Ибо можно веровать отчасти и веровать всецело. Например, кто надеется, что Христос придет для спасения народа, впрочем, не для спасения душ, но для восстановления и избавления иудейского народа, тот верует не настолько, насколько должно веровать. Равно и тот, кто словам Давыда: ископа́ша ру́цѣ Мои и но́зѣ (пронзили руки Мои и ноги Мои; Пс. 21, 17) и прочим словам относительно Креста и обстоятельств на Кресте верует, как пророчеству от лица Господа, и места Писания о страдании принимает, но не принимает в рассуждение места о воскресении, каковы, например, сии: не да́си преподобному Своему видѣти истлѣнiя и еже не оставиши души Моея во адѣ (не дашь преподобному, святому Твоему видеть тление и Ты не оставишь душу Мою в аду и ; Пс. 15, 10), и еже въ мертвыхъ свободь (к мертвым причтенный; между мертвыми брошенный; Пс. 87, 6), и еже изводя окованныя, и живущыя вогробѣхъ (изводя окованных, освобождая узников от оков; живущих во гробах; Пс. 67, 7) и подобные, тот имеет веру не совершенную, но верует отчасти. А должно верить пророкам во всем, как относительно состояния уничижения, так и относительно состояния славы. Ибо Христу нужно было пострадать – это уничижение. Но нужно было Ему войти и в славу Свою – это прославление. Вы же так не разумны, несмысленны, что слыша Исаию, говорящего о том и другом состоянии, именно: на заколенiе веденъ бысть (веден был Он на заклание) и Господь хощетъ явити Ему свѣтъ (Господу угодно явить Ему свет; Ис. 53: 7, 11), первое принимаете, а о втором не помышляете: тому, что Он уязвленъ бысть (изъязвлен был), веруете, а того, что Господь волитъ очистити И от язвы (Господу угодно очистить Его от язвы; Ис. 53: 5, 10), и в ум не берете. Но поскольку, говорит, вы «несмысленны», то есть «медлительны» (ибо если бы они были несмысленны то Он ничего не стал бы и говорить им), поскольку вы медлительны, то Я раскрою ваш ум и сделаю его быстрым в мышлении. Поэтому Он и изъяснил им из Моисея и из всех пророков сказанное о Нем. Таинство жертвоприношения Авраамова, когда он, оставив живым Исаака, принес во всесожжение овна, служило преобразованием относительно Господа, как и Сам Господь говорит, что видѣти Аврааму день Мой (Авраам... видел день Его), и возвеселитися (возрадовался; Ин. 8, 56). И это место: узрите животъ вашъ висящь (жизнь твоя будет висеть пред тобою; Втор. 28, 66), в одно и то же время указывает и на распятие словом висеть и на воскресение словом жизнь. Рассеяны и в прочих пророчествах изречения о кресте и о воскресении, особенно у важнейших пророков. Таких мест можно набрать и из них. Примечай, пожалуй, и то, что вход в славу зависит от перенесения страданий. Господь показывает вид, что хочет идти далее, без сомнения, по человечеству. Когда Он соизволяет, тогда очи их отверзаются, и они узнают Его. Сим обозначается и нечто другое, именно: что у тех, кои причащаются благословенного хлеба, отверзаются очи для указания Его. Ибо плоть Господа имеет великую и несказанную силу. Но Он стал невидим для них. Он становится им невидимым, потому что имел не такое уже тело, чтоб надолго пребывать с ними телесно, и вместе для того, чтобы таковым действием еще более усилить их любовь. Они так обрадовались что въ то́й же ча́съ воста́ти воз­врати́тися во Иеросали́мъ (в тот же час встали и возвратились в Иерусалим), впрочем, возвратились не в тот же час, ибо встали в тот же самый час, а возвратились спустя столь много (времени), сколько нужно было им на переход расстояния в шестьдесят стадий. В эти часы, конечно, Господь явился и Симону, покуда эти два мужа совершали обратный путь в Иерусалим. Сердца их горели или от огня слов Господних, когда при изъяснении Господом они внутренне разгорались и соглашались с Его речами как истинными, или, когда Он изъяснял им Писания, сердце их билось и внутренне говорило: Сей Самый, Который изъясняет нам, есть Господь.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

  • Деяния святых апостолов: Деян., 11 зач., 4, 13‒22

    Автор: Архиепископ Аверкий Таушев Слова апостола Петра произвели столь сильное впечатление на членов синедриона, что те не знали, на что им…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 5, 17‒24

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Ин. 5, 17‒24). Текст евангельского зачала: (15 зач.) Исус же говорил им:…

  • Евангелие от Иоанна: Ин. 3, 16‒21

    Автор: священник Даниил Сысоев Толкование на сегодняшнее чтение (Евангелие от Иоанна глава 3, стих 16 и далее) начинается на 49-й минуте этой…

Comments for this post were disabled by the author