petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 26 (13) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Симеон Мироточивый. – Стефан Неманя, великий властитель сербского народа, объединитель сербских земель, создатель независимого Сербского государства, защитник Православия, истребитель ересей. Сначала был крещен в латинстве, но потом освободился от римской Церкви и стал членом Церкви Православной. На первых порах зависел в государственном отношении от греков, но впоследствии избавился [и] от этой зависимости и стал полностью самостоятельным. Укрепив государство и утвердив в нем православную веру, он, по примеру своего сына, святого Саввы, принял иноческий постриг в монастыре Студеница в 1195 году. [При этом] ему было наречено имя Симеон. Его супруга Анна тоже постриглась в инокини, получила имя Анастасия и удалилась в женский монастырь. После двух лет иночества в Студенице Симеон ушел на Святую Гору [Афон]. Там он сначала поселился в монастыре Ватопед, вместе со святым Саввой. Дни и ночи отец и сын проводили в молитве. Построили они и 6 келий: Спасителю, Бессребреникам, святому Георгию, святому Феодору, святому Предтече и святителю Николаю. Купили руины Хиландара и воздвигли величественный монастырь, в котором Симеон прожил лишь 8 месяцев и скончался. Когда был он на последнем издыхании, святой Савва, следуя его желанию, положил его на простую рогожу. Устремив взгляд на иконы Богоматери и Спасителя, блаженный старец произнес следующие слова: Всякое дыхание да хвалит Господа! И отошел ко Господу 13 февраля 1200 года.
2. Прп. Мартиниан. Изумительно и предивно житие этого святого подвижника, и его следует прочитать целиком. Чего только не претерпел он, чтобы неослабно исполнить заповеди Господни! В 17 лет удалился на гору, именуемую «Ковчежное место», в Каппадокии, и провел там 25 лет в посте, бдении, молитве и в борьбе со многими искушениями. Когда одна женщина пришла его искушать и он увидел, что впадет с ней в грех, то босым бросился в огонь и простоял в нем до тех пор, пока боль не источила у него слезы из очей и не убила в нем всякую похоть. Когда нагрянули другие испытания, он спешно переселился на некую одинокую скалу в [открытом море] и начал жить там. Но когда, после одного кораблекрушения и на эту скалу выплыла некая жена, он бросился в море, желая лучше утонуть в волнах. По Божиему Промыслу, его на свою спину принял дельфин и вынес на твердую землю. Тогда он решил уже нигде не жить постоянно, а постоянно переходить с места на место. Так, за два года обошел он 164 города, исправляя нравы и назидая людей. Наконец, прибыл в Афины, где и скончался в 422 году. 3. Прпп. Зоя и Фотиния. Зоя сначала была развратницей и искусительницей преподобного Мартиниана, но увидев, как сей постник встал на огонь, чтобы истребить в себе всякую плотскую страсть, она горько раскаялась в своих делах, удалилась в одну из обителей в Вифлееме, где самоотверженно подвизалась в посте и затворничестве. Получив через покаяние прощение всех своих грехов, она приняла от Бога дар чудотворения. Святую Фотинию морская буря выбросила на остров, на котором преподобный Мартиниан жил отшельником. Мартиниан немедленно покинул остров, а Фотиния скончалась на нем в посте и молитве.
С ужасом Зоя видит монаха в огне роковом:
Как он сгорает без страха, без вздоха и сожаленья!
Кается Зоя со трепетом и со стыдом:
– Что он творит, чтобы душу спасти от паденья!
Бросилась в ноги к нему с безутешным рыданьем,
Келлия вся огласилась ее причитаньем:
«Старец, прости! Научи меня зло побеждать!
Душу и тело спасти! Ведь я вижу в тебе благодать!»
Божий подвижник заплакал, придя в умиленье,
Благостным сердцем изрек ей слова утешенья
И в Вифлеем ко блаженной Павлине ее отослал:
– Там ты спасешься и не погибнешь! – сказал. –
Как тебе жить – вразумит тебя старица мудрая. –
И в сокрушенье отправилась Зоя за море лазурное.
Словно сестру дорогую, Зою Павлина к себе приняла,
Кротко наставив – в одежду смиренья ее облекла.
Слушает Зоя безмолвно, и плачет, и скорби терпи́т,
Дюжина лет так минула – а сердце страдает, болит.
Люди дивятся молитвам всенощным ее и постам,
Смерть уж грядет. «Что же будет мне там? –
К Богу взывает она, омываясь слезами сердечными, –
Ждать мне прощения? Иль осуждения вечного?»
Словно в ответ, как-то раз привели к ней слепую жену,
Просят молитв у нее – в Боге видят надежду одну.
С плачем молитвенным Зоя возвысила глас –
Дивно прозрела слепая жена в тот же час!
Уразумела тут Зоя: прощенье ей дарует Бог –
Теплой слезой оросила у церкви порог.
Каются грешники – этим и Бога они прославляют,
И на земле чудесами, как светлые звезды, сияют.
Рассуждение. Великий Стефан Неманя, чье владычественное слово всякий слушал беспрекословно, пред кем трепетали народы и цари, став иноком, служил святогорским монахам прекрасным образцом кротости, смирения, благости и молитвенности. Да и кончина его была смертью истинно Божиего, духовного человека. Слег он в постель 7 февраля. Призвал к себе святого Савву, возложил на него свои руки и благословил его такими словами: «Чадо мое возлюбленное, свет очей моих, утешение и хранитель моей старости! Вот настала пора нашего расставания. Ибо вот, Господь отпускает меня с миром. Но не скорби, чадо, об этой разлуке. Это общая чаша всех и каждого. Здесь мы расстаемся, чтобы встретиться там, где уже ничто нас не разлучит». 12 февраля святой Симеон повелел святому Савве облечь его в погребальную мантию, расстелить на земле рогожу, подложить ему под голову камень и спустить его на это ложе. После этого позвал он всех монахов и простился с ними. На рассвете 13 февраля, когда монахи пели в церкви утреннее правило и их голоса доносились до кельи умирающего, у святого Симеона еще раз засияло лицо, и он предал свою душу Богу. Созерцание [справа: Христос ― Агнец Божий; XV в.; икона неизвестного русского иконописца]. Да созерцаю Господа Исуса как Агнца Божия, а именно: 1) как Агнца, рожденного в яслях; 2) как Агнца, гонимого людьми с волчьим нравом – такими, как Ирод и ему подобные; 3) как жертвенного Агнца, терпеливо подъявшего мучения и смерть; 4) как победоносного Агнца Божия на небесном престоле. Проповедь о любви, превосходящей всякую любовь. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). Всё Евангелие учит оставлять меньшее ради большего, тленное ради нетленного, худшее ради лучшего, более дешевое ради более дорогого. Если бы Евангелие не обещало вящие ценности, кто бы тогда оставил меньшие? Если бы не являло оно сияние драгоценнейших благ, кто тогда отказался бы от более дешевых? Кто оставил бы мед и молоко, не найдя чего-то сладчайшего? Кто покинул бы отца и мать, не обретя кого-то более родного? Кто оставил бы детей и друзей, не познав кого-то более дорогого? Кто добровольно предал бы эту жизнь на муки и смерть, не предуведев жизни бессмертной? Владыка Христос слаще меда и молока, роднее отца и матери, милее детей и друзей, драгоценнее всех видимымх благ, дороже всей этой жизни, ибо дарует [Он] жизнь бессмертную. Всё в міре сем хуже Него, и меньше, и горче, и слабее, и дешевле, и ничтожнее. Кто принял Его, тому легко всё оставить – всё, потому что впитал он в себя самое лучшее и вселил в себя Самого Лучшего. О Господи Исусе, сокровищница всех нетленных благ, помоги нам отрешиться от всего и прильнуть к Тебе, Жизни нашей и Благу нашему. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.
Subscribe

  • Св. Иоанн Лествичник

    Автор: Священномученик Сергий Мечёв Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас…

  • «Лествица райская»

    Автор: священномученик Сергий Мечёв Святая Церковь, вводя нас в самую главную часть Святого Поста — в дни поклонения Св. Кресту и говоря:…

  • Слово въ Недѣлю четвертую Великаго поста

    Авторъ: св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій Сегодня, возлюбленные братія и сестры, читано было евангельское повѣствованіе отъ Марка объ…

Comments for this post were disabled by the author