petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Святитель Алексий, митрополит Московский

25 февраля (12 февраля ст. ст.) Церковь чтит память иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца. 2 июня (20 мая ст. ст.) празднуется обретение честных мощей митрополита Алексия. Большинству из нас знакомо имя святителя Алексия в связи с известным чудесным событием его жизни: русский митрополит исцелил от тяжелой болезни ордынскую ханшу Тайдуллу. Не зная даже других подробностей жизни святого, осмысленное и глубокое размышление над одним этим чудом способно наполнить нашу душу возвышенным уроком. Прежде победы на поле брани явилась всему миру духовная победа предстоятеля Русской Православной Церкви — Алексия в самой глубине вражеского стана. Настолько был великий архипастырь Русской Церкви милосерден, что даже пожалел врагов своих. Хотя известно, что этот же человек воспитывал в душе юного отрока Дмитрия дух будущей победы на поле Куликовом. Надеялся и верил, что станет Россия свободной. Молился день и ночь об этом Богу. Но не вошел, как Моисей, в «землю обетованную» свободной Отчизны… преставился, не увидев триумфа св. Дмитрия Донского.
Вступление. Святость для современного человека — почти абстрактное понятие. Многие воспринимают это явление как нечто недоступное и невозможное. Большинство из нас не смеют соотнести жизненные пути обыкновенных людей с этим надмирным высоким служением. Святые — как Ангелы, как Бог — существуют где-то за пределами нашего понимания. Каноны написания житий святых определяли сознательный раздел между небесными и земными уровнями. Из «дольнего» пути каждого спасенного подвижника веры изымались «неважные» подробности, и назидательное повествование являлось в стиле одухотворенной возвышенной поэзии, где каждый образ, каждый стих возводил взор читающего к «горним» селениям, к райским обителям. Жития предназначались не для тех, кто стремился услышать что-то «развлекательное» и интересное, а тем, кто настроен был на молитвенный лад. Поучения сосредотачивали ум слушателей на душеполезных моментах, обращая все сознание человека к молитвенной наклонности. Эти сказания показывали описываемую личность не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а как еще одну грань воплощения Божественного вечного идеала в настоящем Человеке. В хороших, добрых семьях Жития читали как сказки, в окружении детей, с радостью и увлеченностью. Во время монастырской трапезы, услаждение пищей удобно соединялось с развлечением от душеполезного слушания. Но самым возвышенным предназначением жизнеописания святых становились богослужебные тексты: каноны, тропари, кондаки и стихеры. Они зачитывались в церкви на Всенощном бдении в канун дня памяти святого. Сознание простого человека воспринимало эти истории как бы на отдалении, не дерзая вникать в подробности, не смея соотносить написанное с собственной жизнью. Радость и свет зажигают в наших душах эти сказания и сегодня. Мы действительно ощущаем себя как в детстве, исполненными искренней веры в чудо, когда слышим рассказы о жизни наших любимых небесных заступников. Но вдруг… однажды… Небо становится ближе. Возможность спасения незаметно спускается как манна свыше и оседает на нашем жизненном пути. Не хлебом единым, но чтением житий мы начинаем «питаться». Сыновнее желанье — понять Отца, Его заветы — так тонко, незаметно направляет нас на ту заветную дорогу, где в самом деле возможны Чудеса. И человек чувствует, что все те, кто ныне находится в Церкви небесной, кто прославлен в лике святых, — жили точно так же на земле, как каждый из нас. И если мы стараемся брать с них пример, то Господь видит наше искреннее желание и помогает нам… Вера рождает Надежду, сердце наполняет Любовь! Тогда не праздное желание, не доброе общение в кругу близких влечет к прочтению житий святых, а дерзость яркая и острая, как луч в морозный день, и теплая, как тот же луч, от тихого и робкого смирения. Подвижник жадно льнет к знакомым с детства книгам, стремясь узнать все подробности жизни Святых, молитвенно размышляет о чудесных путях Промысла Божьего, и жизнь свою исправляет тихонько, посильно, стараясь приблизить ее к «Небесным дорогам». Именно так, не отстраненно, а словно читая жизнеописание близкого человека, попробуем и мы всесторонне рассмотреть малоизвестное таинственное житие святителя Алексия, российского митрополита, чья жизнь прошла не в свободном Отечестве, а в стране, согбенной под нескончаемым (для самого Алексия) вражеским игом. Какая сила веры спасла Россию от врагов тогда?! Способен кто-нибудь сегодня на этот подвиг? Святые наши предки — не просто лики, а живые люди, те, на кого мы все должны быть, по логике, похожи. Святой митрополит Алексий из боярского славного рода, инок Стефан с братом Сергием, князь Александр с детьми и внуками его — Даниилом, Иваном Калитой и Дмитрием Донским… Житие святителя Алексия, митрополита Московского. Сохранилось пять вариантов житий святителя Алексия, но все они сообщают мало сведений о нем. Описано его происхождение, его пострижение в монахи и прохождение монашеской жизни, поставление в митрополиты; но нет ни слова о его деятельности в сане митрополита ни на церковной, ни на государственной ниве. В тропарях, кондаках и стихерах святому также находим лишь схематичное перечисление событий из жизни святого. Традиционно принято описывать в житиях сюжет, что с самых ранних младенческих лет подвижники стремились послужить Богу, испытали особый мистический опыт, который призывал их на духовный путь. Такой момент есть и в жизни святителя, которого в детстве звали Елевферий. Однажды, занимаясь ловлей птиц, отрок уснул и услышал таинственный голос, возвестивший, что в будущем он сделается ловцом человеков. Рождение Елевферия (Алексия). Клеймо иконы «Алексий митрополит с житием». 1480-е годы. У Пахомия есть рассказ, заимствованный им из устного предания, о чудесном призвании Елевферия к монашеству: «Прешедшим же (Елевферию) 12 летом (возраста) детско еще имущу (ему), яко случися (ему) прострет мрежа во увязение пернатым, и абие, на то внимающи, воздремався успе и бысть ему глас, глаголя: «Алексее! что всуе тружаешися, се отселе будеши человеки ловя»; оному же, от сна возбнувшу, не виде никогоже, и дивляшеся необычному гласу, паче же и новому званию, еже рещи: Алексее, и от того часа бысть отрок яко во унынии и размышлении велице». Этот сон не был случайным, но отражал внутреннее состояние души ребенка. Известно, как пишет епископ Питирим, что Елевферий получил отличное по тем временам образование: «еще детищем буда изучися всей грамоте и в уности сый всем книгам извыче», т. е. с ранних лет приобрел самое лучшее по тем временам образование. Хорошие учителя и доступ к множеству книг у юноши были потому, что родители его имели весьма высокое положение в обществе. Будущий святитель был первенцем Федора Бя́конта, который вышел из простых служилых людей города Чернигова и стал первым боярином в своем роду. Другие сыновья Федора и их потомки стали родоначальниками многих известных дворянских родов: Игнатьевых, Плещеевых, Фофановых, Жеребцовых, Пятовых и других. Русь в конце ХIII начале ХIV века переживала страшное время. По прихоти ордынских владык разрушались города, страдали люди. Не было единого крепкого центра русской княжеской власти, поскольку значение Киева, как столицы, в это время сильно ослабло. А новые города только начинали набирать силу: Москва, Тверь и Переяславль. Старший сын Федора Бяконта и жены его Марии родился в те годы, когда в Москве правил Даниил Московский — один из сыновей Александра Невского. Этот славный князь в доброте своей видел, что люди бегут из опустошенных врагом городов, и сделал все, чтобы привлечь в свои владения переселенцев. Поэтому, наверно, и молодой Черниговский боярин в 1300 году попал в Москву. Все свои таланты и силы отдал Федор на служение новым добрым господам и покровителям. Николай Сергеевич Борисов, советский и российский историк, специализирующийся на древнерусском периоде, писал: «Первый московский князь получил такое множество подданных — крестьян, ремесленников, воинов, — которое позволило его сыновьям разом выступить в первый ряд тогдашних русских князей». Даниил Московский своим детям передал в два раза увеличенные владения, чем сам получил от отца. Потомки продолжили его дело: Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Донской. Близость боярина Федора к княжеской семье отражена в легендарных фактах, описанных в житии святителя Алексия. Князь Иоанн Даниилович, бывший тогда еще отроком, был восприемником младенца Елевферия в Святом крещении. А сам святитель Алексий в конце своей жизни стал опекуном 9-летнего князя — великого Дмитрия Донского. На руках у знаменитого деятеля русской истории крестился в христианскую веру будущий святитель. И сам в конце жизни «держал на руках» великого героя Куликовской битвы. В те годы еще один замечательный человек поселился в Москве. Святитель Петр много путешествовал, исполняя свой пастырский долг. Он учил слову Божьему повсюду: «не токмо по градом, но и вся и везде в странах, и вся места преходя». Попав в город, известный своей «кротостию в смирении», где жил князь Иван Данилович, милостивый до святых церквей и до нищих, любивший святые книги, внимавший наставлениям духовенства, святитель Петр настолько возрадовался, что решил остаться жить в Москве, обосновавшись на своем московском подворье в 1322 году. В восточной части Кремля князь выстроил для митрополита новый обширный «двор». После смерти отца Даниила, Иван Калита чувствовал, что сам Господь ведет его к неведомой цели. Вновь и вновь обращался он за советом и поучением к старому митрополиту, видавшему так много на своем веку. Святитель убеждал Ивана отказаться от войны за призрачную власть, кидая «последнее русское серебро в ненасытную пасть ордынского дракона». Он говорил, что следует надеяться на Бога и делать угодное Ему. Именно святитель Петр предчувствовал, что Москва должна стать средоточием русского православия. Тогда ей не страшны будут превратности судьбы. Он уговорил князя Ивана Калиту построить в Москве каменный собор, посвященный Успению Божией Матери, объясняя тем, что, следуя примеру Петра, и другие митрополиты станут жить в Москве, имея достойный храм для богослужений. Митрополит Киприан так передает наставление Петра князю Ивану: «Аще мене, сыну, послушавши и храм Пресвятое Богородици въздвигаеши в своем граде, и сам прославившися паче инех князий, и сынове и вьнуци твои в роды, и град сей славен будет во всех градех Русских, и святители поживут в нем, и възыдут „рукы его на плеща враг его“, и прославиться Бог с нем». Святитель Петр всей своей жизнью и молитвенным подвигом вынашивал в сердце идею, которая стала основой возрождения России. Святитель Петр, митрополит Московский. Икона из деисусного чина. Первая половина XV в. Митрополит был убежден, что Бог даровал ордынскому царю — как некогда царю Навуходоносору — его царство, величие, честь и славу. Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет (Даниил, 4, 14). И только Бог может отнять у него все это. Поэтому не грех служить царю, молиться о его здравии, как молится и сам митрополит, — ибо царь сей есть орудие Божьего Промысла о Руси. Но это не значит, что теряешь достоинство и волю к свободе. Хранить свою веру и очищаться от грехов — вот смысл жизни в испытаниях, тогда Господь сам вернет народу все его достояние и свободу. И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба моего… И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: «не будете служить царю Вавилонскому». Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли. Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней. И Седекии, царю Иудейскому, я говорил всеми сими словами, и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому? (Иеремия, 27, 613). Князь с ранних лет запомнил и уяснил слова пророка: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы. Если брать во внимание эту великую дружбу, то становится понятной вся политика Ивана Калиты. Слова митрополита открывали ему дорогу к действию во имя будущего. И в этих долгих беседах князь Иван превращался в «собирателя Руси». Московский князь Иван Калита. Успенский собор в московском Кремле был заложен в понедельник, 4 августа 1326 года, когда Церковь вспоминала древнего христианского мученика Елевферия. Разве в этом факте, описывая житие святителя Алексия, мы не заметим Промысел Божий! Ведь имя его, нареченное при крещении, тоже было Елевферий. В этот же день праздновалась и память «семи отроков эфесских» — христиан из Эфеса, замурованных в пещере по приказу императора-язычника Декия. Спустя много лет вход в пещеру был случайно открыт, и на глазах у всех собравшихся людей совершилось чудо: юноши ожили, как бы очнулись от многолетнего сна. История семи отроков, чье возвращение к жизни явилось прообразом воскресения мертвых на Страшном Суде, была созвучна не только настроениям московского князя и его советника митрополита, но и всех русских людей в то тревожное время. Нагрудные иконки с изображением семи отроков эфесских в сочетании с главными образами русского православия — Богоматерью, Николой, Спасом — были особенно популярны на Руси именно в XIII–XIV веках. Они символизировали то, что Русь однажды, пусть даже через 300 лет, воскреснет, сбросит иго. На память о великой дружбе, о дивном сне Ивана Калиты возник собор Высоко-Петровского монастыря, где хранились частицы мощей митрополита Петра и был устроен придел во имя московского первосвятителя. Высоко-Петровский монастырь играл важную роль в духовной жизни Москвы. Источники называют его «московским киновиархом, начальником общему житию». Он был любим и крестником Калиты — митрополитом Алексием, заботившимся о распространении общежительного устава в русских обителях. Москва глубоко чтила умершего святителя Петра. Среди москвичей ходили рассказы о его посмертных чудесах. В 1339 году святость Петра была признана константинопольским патриархом. Уроки митрополита не прошли даром. Князю и его подданным не нужно было притворяться при виде баскаков: они смотрели на врагов, как на знак Божий, помня, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. А вторую часть завета Святителя Петра его последователи хранили в сердце, стараясь претворить на деле. Летом 1327 года поднялся к небу долгожданный Успенский храм. Москва обрела своего первого святого — митрополита Петра. 14 августа 1327 года протянута была невидимая, но прочная духовная нить от древних киевских святынь к новым святыням Москвы. Полтора века спустя, в 1479 году, перед праздником Успения Божией Матери митрополит Геронтий совершил освящение нового Успенского собора московского Кремля. В правление Калиты возрождение монашества представлялось важнейшей общенациональной задачей: только праведники могли спасти Русь от гнева Божьего, от «вавилонского плена». Тема прославления отцов монашества с особой силой прозвучала в убранстве Успенского собора. Все четыре сына князя Ивана Калиты получили свои имена в честь святых монахов: Симеона Столпника, Даниила Столпника, Иоанна Лествичника и Андрея Критского. Так проявилась глубокая религиозность московского князя, его любовь к иночеству, его Надежда на возрождение Руси. Да и забавное прозвище милостивого царя, достававшего из «калиты» монеты нищим, о многом говорит. Мы смотрим на ту эпоху как на сказочное время, когда сияла на земле нашей святость. Мы чтим подвижников, когда их подвиг давно закончен и принес великие плоды. А для героя нашего повествования будущее было неизвестно. И только искренняя вера, только пламенная надежда наполнили возвышенным смыслом все дни его на земле. Общий духовный подъем в Московском княжестве настраивал людей разного сословия на молитвенный подвиг. Приближенный к княжескому престолу, будущий святитель несомненно знал и наставления митрополита Петра, и твердое устроение души своего крестного отца — князя Ивана. Не удивительно, что Елевферий стремился поддержать старших единомышленников в молитвенных трудах. Пошел послушником в Богоявленскую Московскую обитель, трудился с юных лет на монастырских работах, читал книги, молился днем ночью. Тем «гордость мира превзошел смирением…» Так это было! В возрасте 20-ти лет он был пострижен в ангельский образ с именем Алексий.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author