petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святитель Алексий, митрополит Московский (окончание)

Исцеление ханши Тайдулы. Клеймо иконы «Алексий митрополит с житием». 1480-е годы. Сила истинной веры воссияла в великом русском святом на восточных границах, возвестив начало нового времени в истории России. Мирские владыки искали у подданных своих заступления перед Богом. Этот факт символизировал конец их власти. На западных границах, другой великий святой — Сергий Радонежский сохранил от поляков духовный центр России — Троицкую обитель. Предел проникновению на нашу землю западной угрозы — католической веры раз и навсегда был положен. Россия явила вселенной такие образцы подвижничества, которые до сих пор являются для нас самыми высокими и непревзойденными. В московской Синодальной ризнице хранится медный перстень, который выдается за подарок Тайдулы св. Алексию. Он представлен вместо настоящего перстня, который исчез в Петровскую эпоху. Существует указ св. Синода от 28-го Января 1722-го года, в котором говорится, что Петр Великий, быв помянутого 28-го Января за литургией в Пудовом монастыре, усмотрел «у выносного того чюдотворца Алексия образа, который выносится в большия крестохождения, в привесе на цате перстень золотой, которой называется собственным того чюдотворца Алексия», и указал взять его в синодальную ризницу, и которым (указом) предписывается исполнить повеление государя (Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания т. II, Лист 386, стр. 42). Москва увидела и другую благодарность Тайдулы за оказанное ей благодеяние. Великий князь Иван Иванович получил в Орде подтвердительный ярлык на великое княжение, не встретив соперника ни в ком из других русских князей. После смуты в Орде, с 1362 года Дмитрий Иванович снова получает ярлык и остается великим князем русским во все правление св. Алексия без перерыва. С этого времени берет начало наследственное и никем не оспариваемое сидение московских князей на великокняжеском престоле. Святитель Алексий долгие годы укреплял своего воспитанника в мысли, что необходима центральная власть. Сложно смирялись с этой идеей другие князья. Митрополит Платон свидетельствовал, что все труды по централизации власти в России Алексий положил из пламенной любви к Отечеству: «Видел он, до какого несчастия доведена Россия чрез многие удельные княжения, и чрез непрестанные между ними брани и разорения, и чрез то подвергла себя Татарскому игу: и под сим мучительным и бесчестным игом состоя, от междоусобий не преставала. Видел также святый и просвященный старец, что сему несчастью и игу конца не будет, ежели удельные княжения будут продолжаться, и самодержавие не будет восстановлено. Почему митрополит Алексий не только таковому великого князя предприятию, чтоб удельных князей себе покорить, во всем споспешествовал; но едва ли не он, яко старый и опытный и по сану уважаемый муж, младому князю, таковый совет внушил и его подкрепил». «Призванный стать государственным человеком, св. Алексий занимает, как таковой, одно из наиболее высоких мест в ряду созидателей русского государства, он приобрел величайшее право на благодарность тех, для кого государство это создано», пишет Е. Голубинский, — «располагавший двумя мечами, обращаясь от вещественного оружия к духовному, он употреблял против противников не только свою собственную духовную власть, но и обращался с жалобами на непокорных к патриарху… В ответ на это Филофей выражал свое величайшее расположение к митрополиту, доходящее до того, что последний называется великим человеком — μέγας ἄνθρωπος, и увещевал всех князей оказывать ему — митрополиту, должную покорность, и подтверждая со своей стороны отлучение, наложенное Алексием…» Враги Отечества нападали на митрополита Алексия с разных сторон. В самом начале его первосвятительства произошло разделение Русской Православной Церкви. Князь Ольгерд не желал видеть святителя Алексия митрополитом над Литвой и послал в Константинополь другого кандидата — Романа. На Руси в сане митрополита появился еще один глава Русской Церкви. В территорию митрополита Алексия входила Москва и все восточные города, а в территорию митрополита Романа входили: Владимир, Волынь, Галич, Луцк, Перемышль, Туров, Полоцк, Холмск, Вильно. Киев входил в состав княжества Литовского, и им управлял князь Ольгерд. Патриарх Константинополя постановил оставить Киев под омофором митрополита Алексия. В 1358 году святитель Алексий направился в Киев. Войска князя Ольгерда схватили святителя Алексия и заключили его как пленника под стражу. У святителя отняли все церковные предметы. После этого случая святитель Алексий никогда больше не показывался в Киеве на своей законной кафедре и не посещал западные пределы Русской Церкви, над которыми правил князь Ольгерд, и окончательно обосновался в Москве, считая себя митрополитом Московским и всея Руси. В конце жизни святителя еще один самозванец, Киприан, рукоположенный в митрополиты литовские, «домогался даже совершенного низложения престарелого» святителя, мечтая самому стать архипастырем Руси. Но Алексий видел другого восприемника себе на московской кафедре — Сергия Радонежского. С ним встретился он перед смертью, вручил ему золотой крест и сказал: «Я управлял врученной мне Богом Русской Митрополией, сколько Господу было угодно. Теперь вижу, что мой конец близок, и желаю, пока еще жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Сомневаясь во всех, я уверен в одном тебе, достойном править слово истины. Я доподлинно знаю, что все — от Великих князей до последнего простолюдина — тебя пожелают иметь своим пастырем. Сначала ты удостоишься епископского сана, а после моей смерти и унаследуешь мой престол». Сергий ответил: «Прости меня, Владыко: то, о чем ты говоришь, выше моих сил. Ты не найдешь во мне того, что ищешь. Кто я, грешнейший и худший из всех людей? И на это никогда не соглашусь». Видя непреклонность Сергия, святитель не стал больше говорить о епископстве в страхе, что преподобный, избегая архиерейского сана, удалится в пустыню и народ лишится такого светильника веры. И, успокоив его словами духовными, святитель Алексий отпустил его в родной монастырь. Свт. Алексий предлагает преподобному Сергию золотой крест и митрополию Московскую. Икона монахини Иулиании (Соколовой). Сергиев Посад. В Богоявленском соборе, на одном из столпов, напротив раки с мощами святителя Алексия находится икона с изображением этой знаменательной беседы Сергия Радонежского со святителем Алексием. Славная дружба духовных подвижников начиналась в этих стенах. Е. Голубинский отмечает: «Алексий пользовался в „своей“ московской Руси необыкновенным уважением и как пастырь святой жизни, и как государственный муж, оказавший отечеству величайшие услуги, украшая собою страну и составляя ее гордость и славу… Митрополит Феогност украсил Москву каменными церквами: св. Алексий умножил в ней число монастырей, с чем вместе увеличил количество и этих ее церквей. До него было в Москве четыре монастыря: Данилов, Спасский придворный, Богоявленский и Петровский; он построил еще шесть монастырей, в столице и за ее пределами, в числе которых: Чудов, Спасский Андроников и Алексеевский… В истории нашего монашества он известен и не одним только этим. Вместе с прп. Сергием Радонежским он был преобразователем у нас жизни монашеской». Святитель Алексий оставил необыкновенный труд — Чудовскую рукопись Нового завета, точный перевод Евангелия с греческого текста, сделанный им собственноручно. Проходя испытания в Византии, Алексий проводил время с духовной пользой, как пишет Г. А. Воскресенский в «Богословском вестнике 1893 года»: «Приобретая более ясное и точное разумение Священных книг». Труд митрополита был келейным, для личного пользования, и не получил широкого распространения. Но известно, что переписчики книг во времена Раскола во главе в Епифанием Славенецким заимствовали из Чудовской рукописи чтения, которые затем остались в печатной Библии. Е. Голубинский пишет: «Исправители Библии времен царя Алексея Михайловича, от которых идет нынешний текст Нового Завета, как говорят они сами или современные им свидетели, первою славянскою книгою для своего нового перевода (исправления) имели книгу «переводу и рукописания святого Алексея митрополита, всея России чудотворца». Этот факт широко использовался в полемике РПЦ со старообрядцами. На примере рукописи святителя Алексия утверждалось, что «славянский перевод Евангелия и Апостола более или менее исправлялся с самой глубокой древности». Чудовский список Нового Завета использовался Епифанием Славинецким и его сотрудниками как авторитетнейший в книжной справе, традиция эта сохранялась и при подготовке позднейших изданий славянского Нового Завета. Алексий и иные переписчики использовали разные изводы Евангельских текстов, которые постоянно умножались в самой Греции, повторяя постоянно одну и ту же ошибку, — признавая новейший греческий перевод точнее предыдущего. Е. Голубинский тоже это замечает: «Мысль сделать новый славянский перевод этого Священного Писания могла прийти ему очень простым образом: читая греческий подлинник, он замечал некоторые неточности в славянском переводе, и если читал не по той редакции, с которой сделан был находившийся у него славянский перевод, то должен был замечать разности в чтениях (варианты), а одно и другое и могло возбудить в нем мысль о новом переводе… единственная греческая рукопись, с которой он переводил или по которой исправлял одну из редакций существовавшего перевода, заключала в себе редакцию, отличную от тех редакций, с которых сделаны были другие славянские переводы». Устроение св. Алексием гробницы в Чудовом монастыре в Москве. Клеймо иконы «Святитель Алексий Московский, с житием». Середина — вторая половина XVII в. По последним данным науки исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в Константинополь. Кодекс был написан несколькими почерками, явно более молодыми, ближе к концу столетия. Возможно, в окружении митрополита в Чудовом монастыре работали группы переводчиков, связанных с Константинополем и переведших помимо Нового Завета также «Устав литургии» Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших переход богослужения Русской Церкви в общежительных монастырях со Студийского на Иерусалимский устав. Списки этих переводов не получили в рукописной традиции широкого распространения и были достаточно быстро вытеснены из обращения святогорскими переводами XIV в., пришедшими на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния» конца XIV 1-й пол. XV в. Святитель Алексий имел долгоденственную жизнь и окончил дни свои в глубокой старости: скончался не менее как на 80-м, а может быть, на 85-м году жизни. О приближении смерти он знал заранее. Готовясь предстать перед Праведным Судьей, совершил Божественную Литургию, приобщился Тела и Крови Христовых, дал необходимые напутствия, благословил свою паству и мирно почил 12 февраля 1378 года. Перед смертью он заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудове монастыре. На отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя — Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Погребение свт. Алексия. Клеймо иконы «Алексий митрополит с житием». 1480-е годы. Все летописи: Новгородские 1-я и 4-я, Софийская 1-я, Академическая, Никоновская и Воскресенская, а также Епифаний в житии преп. Сергия относят кончину св. Алексия к 1377 году от P. X. Но мало кто имеет представление, что до 1492 года счисление при Владыке было мартовское, и январь и февраль 1378 года приходились последними месяцами 1377 года. Поэтому в современной церкви принято считать временем его успения 1378 год. Через три года состоялась великая победа на Куликовом поле. В канун битвы в видении Василию Капице и Семену Антонову явились «эфиопы с огромным войском — одни на колесницах, другие на конях, — и страшен был их вид. И вдруг внезапно появился святой Петр, митрополит всея Руси, держа в руке золотой жезл, и стал наступать на них с великой яростью, говоря: „Вы зачем пришли губить мое стадо, которое Бог мне даровал охранять!“ И стал их жезлом своим колоть, и одни обратились в бегство, и некоторые из них убежали, а другие утонули в воде, а третьи полегли раненые». Все они рассказали свои видения великому князю Дмитрию Ивановичу. И он велел им об этом никому не рассказывать. И стал со слезами молиться Господу Богу, Пречистой Богородице и великому чудотворцу Петру, хранителю Русской земли, и святым мученикам Борису и Глебу, чтобы они избавили русских от ордынской ярости, и чтобы псы не осквернили святыни, и чтобы не пожрал вражеский меч православного христианства. Дмитрий Боброк Волынец сказал: «Господин мой князь! Благодари Бога, и Пречистую Богородицу, и великого чудотворца Петра, и всех святых! Огни — это хороший знак. Призывай же Господа Бога, молись Ему часто, пусть не ослабевает твоя вера в Господа, и в Пречистую Его Матерь, и в пастыря вашего и молебника великого чудотворца Петра». Святитель Алексий воспитывал в пастве уважение к наследию святителя Петра. Окрепла страна, возвысилась Москва не только чудесным явлением на поле боя этого дивного святителя, но искренней верой всех русских людей. Не ощущали пока близкие люди небесную поддержку от святителя Алексия тоже. Не прославлен он был еще в лике святых. Чудеса его явятся позже. Но там, у престола Отца Небесного, несомненно, душа его ликовала в тот миг (вечный) от великой Победы на поле Куликовом вместе со всеми! Митрополит Алексий с житием. Дионисий и его мастерская. 1480-е годы. В 1431 году по случаю перестройки церкви были обретены мощи святителя Алексия. В Никоновской летописи написано: «В лето 6939 (1431) во княжение великого князя Василья Васильевича, при святейшем Фотее митрополите киевском и всеа Русии, обвалися верх церковны во время священные литоргия и священнику еще не изшедшу из олтаря, но невредим бысть: и тако тоя церкви место очистивше и начаша копати, хотяще основати новую церковь каменну; и сице копающе обретоша свещенное тело Алексея митрополита киевского и всеа Русии, сице же и ризы его целы, месяца Маия в 20 день». Мощи святителя Алексия поставлены были в приделе новопостроенной церкви. Во второй половине XV века архимандрит чудовский, последующий архиепископ новгородский Геннадий построил в монастыре церковь во имя самого святителя, в которую и были перенесены мощи. На место обветшавшей Геннадиевой церкви была построена для мощей новая, доселе остающаяся, церковь с престолами во имя Благовещения Богородицы и святителя Алексия во второй половине XVII века. Мощи святителя Алексия. В конце 1448 начале 1449 года при митрополите Ионе было установлено торжественное празднование его памяти. Святые мощи святителя Божия и великого чудотворца митрополита Алексия и поныне источают верующим многие исцеления и чудеса, и богомольцы со всех концов России стекаются в Богоявленский кафедральный собор в Елохове, чтобы помолиться святому митрополиту Алексию. В повествовании святителя Феодосия о чудесном исцелении хромого монаха Наума говорится: «В те времена многая видех чудеса, творимые святым чудотворцем Алексием; ныне же сподоби мя Господь Бог и сие преславное чудо своими очами видети: хромца исцелевша у гроба Святаго». В рукописном житии, хранившемся в библиотеке Чудова монастыря, записано 18 чудес, совершившихся в разное время. Исцеления у гроба свт. Алексия. Клеймо иконы «Алексий митрополит с житием». 1480-е годы. Вот некоторые из чудес. Некто Тимофей лишился рассудка, и долгое время был уже без ума. У гроба святителя он как бы очнулся от сна и получил совершенное исцеление; все, знавшие его, прославляли о сем Бога… Некто Андрей, из города Мурома, долгое время лежал в расслаблении; его принесли на носилках и положили у раки святителя: тотчас больной исцелился и отправился домой совершенно здоровый… Один знатный и богатый человек, по имени Феодосий, лишился зрения; после долгих и напрасных усилий врачей, он обратился к помощи святителя Алексия, и у раки его он получил совершенное исцеление. Другой, по имени Иоанн, был долгое время в изнурительной лихорадке, так что не мог принимать пищи и уже отчаялся в жизни. Придя с верою к гробу святителя, он вдруг выздоровел и отправился домой совершенно здоровый… Одна богатая жена, по имени Матрона, долго была слепа. Имея великую веру к святому, она заказала образ его, и когда образ был готов, принесла его в церковь, и тут же получила исцеление… Клирик Михаил из города Владимира был кем-то ранен стрелой, и от этого разболелся так, что находился при смерти. Его принесли без чувств к раке святителя и отпели молебен, после которого в свое время началась литургия. Вдруг больной увидел святителя Алексия, стоящего между двумя священниками со священным потиром в руках; он громко воскликнул: «Святителю Алексие, помилуй меня!» Ему запрещали, но он тем более взывал. Святой обратился к нему и произнес слова Христовы: возьми одр свой, и иди в дом твой. Больной немедленно выздоровел, и когда начался, по случаю его чудесного выздоровления, благодарственный молебен, он встал и принял участие в богослужении, исполняя обязанности канонарха. Все видевшие это прославили Бога и угодника Его, святителя Алексия… и т. п. и т. д. Воскрешение умершего младенца у гроба Алексия. Клеймо иконы «Алексий митрополит с житием». 1480-е годы. Тропарь,  святителю Алексию, митрополиту Московскому, глас 8: Яко апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающии, святителю Алексие богомудре чюдоносче, сошедшеся любовию в память твою светло празднуем, в песнех и пениих радующеся. И Христа славяще, таковую благодать тебе Даровавшаго исцелением. И граду твоему Москве, великое утвержение. Кондак, глас 8: Божественаго и пречестнаго святителя Христова, предивнаго чюдотворца Алексия верно вси поюще людие, любовию да ублажим, яко пастыря велика, служителя и учителя премудра земли Русстей. Днесь в память его притецем, радостно плетуще песнь, богоносе, но яко имыи дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстоянии, да зовем ти, радуися утвержение граду нашему.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author