petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Память святителя Московского Алексия, всея России чудотворца

Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский

Великий иерарх Русской Церкви родился в начале XIV в. в семье приближенных Московского князя Даниила Александровича [4 мар.]. Святитель получил прекрасное образование и в такой степени овладел греческим языком, что его редакция Евангелия послужила основой славянского печатного издания. Набожный, сдержанный, более склонный к изучению Священного Писания, чем к мирским занятиям, он в двадцатилетнем возрасте постригся в монахи в Богоявленском монастыре в Москве. Там Алексий пребывал в затворе около двадцати лет под духовным руководством Стефана, брата св. Сергия Радонежского. Через посредничество духовного отца Алексий подружился с великим подвижником. Образованность и добродетели святого были замечены митрополитом Феогностом [14 мар.]. Он сделал Алексия своим местоблюстителем во Владимире – титульном месте пребывания митрополита Руси, который в то время обычно находился уже в Москве. Одновременно его назначили главой церковного суда. Когда Алексий проявил большие способности в управлении церковными делами, престарелый и больной митрополит предложил его кандидатуру в качестве своего преемника на утверждение патриарху Константинопольскому.

Алексия рукоположили в епископа. По смерти Феогноста в 1353 г. святитель направился в Константинополь по призыву патриарха Филофея [11 окт.] и провел более года в общении с этим великим учителем православной веры. Прибыв в столицу, он встретил там другого претендента на архиепископский трон Руси, некоего Романа, посланного князем Литовским и врагами Московского княжества. Этого соперника поддержали в Константинополе приверженцы еретика Варлаама, в то время как за Алексием стояли последователи св. Григория Паламы [14 н.]. Наконец, патриарх Филофей утвердил за Алексием титул архиепископа и Киевско-Владимир- скую митрополию, а за Романом – юрисдикцию над Литвой. Во время политического переворота в Константинополе к власти пришел Иоанн V Палеолог. Новый патриарх, св. Каллист I [он был патриархом второй раз с 1355 по 1363 г., см. статью под 20 июня.], снова вызвал Алексия в Константинополь, чтобы тот представил доказательства каноничности своего избрания. Роман вовсе не собирался сдаваться и обвинил св. Алексия в том, что тот не пребывает в своей митрополии, т. е. в Киеве. Свт. Алексий вынужден был отправиться в путь, но по дороге его схватили по приказу князя Литовского, и он смог освободиться только благодаря помощи преданных ему людей. Св. Филофей, снова взойдя на кафедру (1364), решил, что вся Русская Церковь должна теперь подчиняться одному митрополиту. Однако через несколько лет король Польши основал митрополию в Галиции, а князь Литовский Ольгерд обвинил митрополита в политическом пособничестве Москве и способствовал избранию св. Киприана на пост архиепископа Киевского [16 сен.]. Церковь вновь раскололась: северные земли признавали Алексия, а южные княжества – св. Киприана. А в Москве свт. Алексий являлся не только митрополитом, но и главой государства, поскольку в 1353 г. умер от чумы Симеон Гордый и Алексий должен был стать регентом при слабом князе Иване. В это время святой иерарх энергично способствовал объединению русских княжеств в единое государство, обеспечивая Московскому княжеству верховенство над другими. Это был единственный способ объединить народ и ослабить кровавое иго монгольских захватчиков. С этой целью он два раза ездил в Золотую Орду, в столицу татарских ханов. Во время первой поездки он излечил от тяжкой болезни жену хана Тайдулу (1359). Этим чудом митрополит заслужил болыиой авторитет у татар, что ему удалось использовать во время второй поездки, дабы умерить ненависть нового хана к русским и обеспечить свободу Церкви. После смерти Великого князя Ивана II св. Алексий некоторое время был регентом до совершеннолетия князя Димитрия Донского [19 м.]. В этом качестве он предпринял третье путешествие в Орду за ярлыком на великое княжение для Димитрия. На протяжении всего столь многотрудного епископского служения, совпавшего с апогеем византийского влияния в русских землях, св. Алексий уделял большое внимание монашеству. Он основал множество монастырей, в том числе женских, утвердив их независимость от мужских обителей. Сколь возможно часто общался со святыми монахами своего времени. В конце жизни он попытался уговорить св. Сергия Радонежского наследовать кафедру, но тот по смирению отказался. Завершив великие труды на благо Церкви и народа, свт. Алексий обрел упокоение 12 февраля 1378 г. Его нетленные мощи почивают ныне в Елоховском Богоявленском соборе в Москве.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author