petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Марка, 62 зачало: Мк. 13, 31 ‒ 14, 2

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на сегодняшнее евангельское чтение (Мк. 13, 42 ‒ 10, 1). Текст по Острожской Библии 1581 года: Не́бо и земля́ пре́идетъ, словеса́ же Моя́ не пре́идутъ.
Видишь ли, что и Сын посылает Ангелов, как и Отец? Где же те, кои говорят, что Он не равен Богу и Отцу? Ангелы же придут тогда для того, чтобы собрать избранных, которые, быв восхищены на облаках, должны будут таким образом встретить Господа. А что Я говорю, – продолжает Господь, – это можете уразуметь из примера смоковницы. Как смоковница, покрывшаяся листьями, показывает, что близко жатва, так и после скорбного времени антихристова непосредственно последует второе пришествие Христово, которое для праведных будет точно как жатва после зимы, а для грешных – зима после жатвы. Аминь глаголюстинно говорю) вамъ, яко родъ сей не прейдет, то есть род верных или христиан, как сiя вся будутъ (всё это будет) – все сказанное о Иерусалиме и пришествии антихриста. Господь говорит здесь не о роде апостольском, ибо апостолы не продолжат жить до кончины мира: многие из них не дожили и до разрушения Иерусалима. Значит, родом сим именует здесь род христианский, утешая таким образом апостолов. Дабы они не подумали, что при столь тяжких бедствиях вера, может быть, совершенно оскудеет. Господь говорит: дерзайте, не прейдет род верных и не оскудеет. Скорее прейдут небо и земля, эти непоколебимые, по-видимому, стихии, нежели слова Мои в чем-либо не исполнятся, ибо все, что Я сказал, будет. О дни́ же то́мъ или́ о часѣ́, никто́же вѣ́сть, ни А́нгели и́же су́ть нá небесѣхъ, ни Сы́нъ, то́кмо Оте́цъ. Блюдѣ́те, бди́те, и моли́теся. не вѣ́сте бо когда́ вре́мѧ бу́детъ. Iáко же человѣ́къ от­ходѧ́, оста́вль до́мъ сво́й, и вда́въ рабо́мъ сво­и́мъ вла́сть, и кому́ждо дѣ́ло свое́, и врáтарю повелѣ́, да бди́тъ. бди́те у́бо, не вѣ́сте бо когда́ госпо́дь до́му прiи́детъ, ве́черъ, или́ полу́нощи, или́ въ пѧтлоглаше́нiе, или́ у́тро, да не прише́дъ внеза́пу, обрѧ́щетъ вы́ спѧ́ща. а iáже ва́мъ глаго́лю, всѣ́мъ глаго́лю, бди́те. Желая удержать учеников от любопытства о последнем дне и часе, Господь говорит, что ни Ангелы, ни Сын не знают о сем. Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, – Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и если отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках, и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с апостолами, как с детьми, скрыл от них последний день. Иначе, если бы сказал: Я знаю, но не скажу, – они восскорбели бы, что Он не хотел им сказать. А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно, ибо Сам Он веки сотворил. Как же Ему не знать того, что Сам сотворил? Притом и для пользы нашей Бог скрыл кончину жизни как общей, так и каждого из нас в частности, дабы мы, при неизвестности сей кончины, непрестанно подвизались, ожидая ее и страшась, как бы она не застала нас неготовых. Но рассмотрим и с другой стороны сказанное. Вечером настает конец, когда кто умрет состарившись; в полночь, – когда кто достигнет средины века; в пении петухов, – когда начинает раскрываться в нас рассудок, ибо петух означает рассудок, пробуждающий нас от сна безсознательности, а потому, когда отрок начинает действовать рассудком и понимать, тогда в нем гласит как бы петух. Наконец, утро означает совершенно детский возраст. Итак, всем нужно помышлять о конце жизни. Младенец ли есть, – и о нем должно позаботиться, чтоб не умер некрещеным. Заповедует же это Господь всем вообще – и мiрским людям, и отшельникам. Итак, мы должны бодрствовать и молиться, исполнять и то, и другое, ибо многие хотя бодрствуют, но проводят ночи не в молитве, а в худых делах. Заметь и то, что Христос теперь не сказал: не вѣ́де (Я не знаю, когда наступит время кончины, но не вѣ́сте (не знаете), ибо ради нашей пользы скрыл это время. Если мы и при неизвестности кончины враждуем друг против друга, то чего не сделали бы, если бы знали время кончины? Тогда все время жизни до смерти мы проводили бы в крайне худых делах, а в последний день, изъявляя раскаяние, впали бы еще в худшее состояние. Бѣ́ же па́сха и опрѣсно́цы по двою́ дні́ю. И иска́ху архiере́е и кни́жницы, ка́ко его́ ле́стiю е́мше убiю́тъ. глаго́лаху же, но не въ пра́здникъ, еда́ ка́ко мóлва бу́детъ лю́дска. Толкованiе. Въ срѣ́ду совѣ́тъ сотвориша... Совет против Христа составлен был в среду. И вот причина, почему мы постимся по средам. Враги хотели было переждать праздничное время, но это не было попущено им. Господь, определяя Сам для Себя страдания, благоизволил предать Себя Распятию на саму Пасху, ибо Сам был Истинная Пасха. Здесь надобно дивиться могуществу Его. Ибо когда враги хотели взять Его, тогда не могли, а когда не хотели, по причине праздника, тогда Он Сам волей предал Себя им.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author