petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 23 (10) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Священномученик Харалампий. Сей великий святитель был епископом в Магнезии и пострадал за Христа на 113-м году своей [жизни]. Когда настало страшное гонение на христиан в правление императора Септимия Севера, старец Харалампий не скрывался от гонителей, но дерзновенно и всенародно проповедовал веру Христову. Все мучения претерпел он, как в чужом теле. А когда с него, живого, содрали кожу, сей незлобивый святой сказал царским воинам: «Благодарю вас, братья, за то, что, оскоблив мое тело, вы обновили мой дух к новой, вечной, жизни». Соделал он многочисленные чудеса и многих обратил в веру. Даже дочь императора, Галина, оставила язычество своего отца и стала христианкой. Приговоренный к смерти и приведенный на место казни, святой Харалампий воздел свои руки к небу и помолился Богу обо всех людях, чтобы дал им Господь телесное здравие и душевное спасение и умножил им земные плоды. «Господи, знаешь Ты, что все люди суть плоть и кровь; прости им грехи и излей благодать Твою на всех!» После молитвы сей святой старец предал свою душу Богу еще до того, как палач опустил меч на его шею. Пострадал он в 202 году. Его тело взяла Галина и с честью похоронила.
2. Прп. Прохор Лебедник. Чудотворец Киево-Печерский. Наречен лебедником за то, что во всё время жительства в Печерском монастыре не вкусил хлеба, но питался лебедой, замешивая ее по-своему и делая из нее лепешки. Но если кому-то он уделял от этого своего лебедового хлеба с благословением, то хлеб оказывался слаще меда. А если случалось кому-то лепешку украсть, она была горька, как полынь. Однажды, когда на Руси вышла вся соль, Прохор раздавал народу [дорожную] пыль, как соль. Пыль, раздаваемая им с благословением, становилась солью; а если кто-то брал ее самочинно, то и оставалась она обычной пылью. Князь Святополк приказал, чтобы в его дворец принесли всю пыль из кельи Прохора, без спросу и благословения инока. Но когда это было сделано, то вкусившие ее удостоверились, что это пыль, а не соль. Тогда Прохор стал говорить народу, приходившему к нему за солью, чтобы все шли ко дворцу князя и, когда тот выбросит всю ту пыль из своих покоев, пусть берут ее и несут в свои дома, как соль. Народ так и поступил, и пыль опять сделалась солью. Убедившись в этом, и сам князь исполнился уважения и любви к преподобному Прохору, и, когда тот в 1107 году скончался, собственными руками положил его во гроб рядом с великими русскими святыми, преподобными Антонием и Феодосием.
Меч беспощадный над Харлампием навис,
Еще немного – и опустится он вниз!
Святитель, перед Богом преклонив колени,
Взывает: Господи, умилосердись!
И отпусти грехи всем людям с твердым сердцем,
Прости и паки смилуйся над всеми!
Благослови труды их средь полей
И нивы их плодами добрыми засей,
Пусть всё имеет немощная плоть и кровь,
Пусть воспевают все Твою любовь!
Здоровье даруй им и радостные дни,
Пусть поминают Тебя с радостью они,
Беду и всяко зло от них ты отжени,
А в смертный час их души в райский сад введи,
Спаси всех и помилуй!
А имя кто мое воспомянет в груди –
Того исполни силой!
Пошли ему помощь за муки мои
И истинной верой его просвети.
И тотчас же Голос раздался с небес:
– Молитву твою Я услышал,
Ко Мне поспеши – ради скорби твоей,
Подам Я земле помощь свыше! –
Святой отдал душу – и в рай возлетел,
Прежде чем меч опуститься успел.
Рассуждение. Многие тяжкие недуги, посещающие того или иного человека, имеют свои причины, известные или неизвестные, в его прошлом. Причины же этих тяжких недугов (скажем – безумия) не иные [какие], а только нарушение нравственного Божиего закона. Когда святой Харалампий был мучим, царь-истязатель узнал о его силе чудотворения и повелел привести и поставить перед святителем человека, одержимого бесом, – чтобы убедиться, сможет ли тот его исцелить. Целых 35 лет бес мучил того человека, гоняя его по пустыням и горам и ввергая в болота и пропасти. Когда одержимый приблизился к Харалампию, демон ощутил благоухание святого человека и закричал: «Прошу тебя, раб Божий, не мучь меня прежде времени, но повели мне – и я выйду. А если хочешь – то и скажу, как вошел я в этого человека». Святитель повелел [бесу] рассказать о том. И демон поведал следующее: «Этот человек захотел обокрасть своего соседа и помыслил в себе: если сначала я его не убью, то не смогу овладеть его богатством. А потому пошел он и убил соседа. Застав его в таком деле, я вошел в него, и вот уже 35 лет живу в нем». Выслушав это, Божий святитель приказал демону немедленно выйти из того человека и оставить его в покое. Тотчас же демон вышел, а одержимый стал здоровым и тихим. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Красоту сотворенного міра, а именно: 1) как Красоту всех вещей – Красоту, поблекшую от страха и меланхолии греха; 2) как Красоту людей, самых разумных существ в материальном міре, – Красоту, поблекшую от страха и меланхолии греха; 3) как Красоту чисто умного, бесплотного міра Ангелов; 4) как Красоту Святой Троицы, явленную Им и через Него. Проповедь о грехе тех, которые утверждают, что видят. Если бы вы были слепы, то не имели на себе бы греха (Ин. 9: 41). Эти слова сказал иудеям Тот, Кто дал им закон через пророков, чтобы закон сей служил им зрением души. Иудеи приняли это зрение, но преднамеренно и злобно зажмурили [свои глаза]. Посему праведный Господь и изрек им эти справедливые слова. Слова сии – сущая правда и в то время, и сегодня, и вовеки, потому что нет на слепце греха, если забредет он на чужое поле или возьмет чужое платье вместо своего. Но если на нечто подобное посягнет зрячий, то впадет в грех и примет осуждение. И если сделает это тот, у кого глаза способны видеть, но нарочно их закрыл – [то] и он будет повинен греху и примет осуждение. Что же тогда сказать о тех, кто принял крещение и миропомазание как два ока души и, тем не менее, грешит, как некрещеный? На последнем Суде с ними поступят не как со слепорожденными, а как с преступниками, которые сами себя изувечили, сами себя ослепили. И что сказать о тех, кто принял и прочие благодатные таинства в православной полноте, и имеет перед собой примеры святых, и непрестанно слышит предостережения и укоризны из уст Божией Церкви – но, невзирая ни на что, все-таки шествует путями превратными? На последнем Суде таковые не смогут оправдаться никакой слепотой, но будут осуждены как злодеи, которые и самих себя, и других вокруг себя лишили зрения. Господи, вселяющий в нас страх, избави нас от греха. Господи милостивый, отверзи нам очи к пути спасения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: Новости и история Церкви, духовные наставления
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author