petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Толкование на Евангелие от Луки. Притча о мытаре и фарисее (18, 9–14)

Автор: епископ Михаил (Лузин)

Лк. 18: 9–14. Следующую притчу: какова должна быть по характеру своему эта молитва последователей Господа, чтобы она была достойна быть услышанной Богом и привлечь на них защиту и покровительство Божие, Господь показывает в притче о мытаре и фарисее. Эта молитва должна быть смиренная. – Притча произнесена была к некоторым, кои уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других; Это черты фарисеев, но евангелист не называет именно их, как таких, к которым обращена притча. Может быть закваска фарисейская так глубоко проникла в народ, что и он заражен был самомнением о своей праведности, и Господь обращал приточное слово не к фарисеям только, а и к тем, кто был получше их в нравственном отношении, но слишком опирался на свою законную праведность. – Вошли в храм: т. е. в один из дворов или притворов, окружавших храм (см. прим. к Мф. 21: 12); может быть, разумеется двор Израильтян, или двор священников, где приносились жертвы. – Помолиться: это цель их прибытия в храм – молитва, как сущность и средоточие всего и всякого общественного богослужения (ср. Ис. 56: 7).

Фарисей: см. прим. к Мф. 3: 7. – Мытарь: см. прим. к Мф. 5: 46. – Став, молился сам в себе: греческий склад речи позволяет переводить это выражение двояко, – или так: став сам по себе, отдельно от других, или так: молился в себе, в своих мыслях. В первом случае выражение значит, что он занял особое, отдельное от других (может быть, ближе к самому святилищу) место, чтобы через прикосновение к другим, по мнению фарисеев, нечистым людям из простого народа, не оскверниться, – черта истинно фарисейская. Во втором случае выражение означает просто умственную молитву фарисея (подобное выражение – сказать в себе, помыслить в себе – Лк. 20: 5, 14, 12: 17, 3: 15. Мк. 11: 31, 12 и др.). – Боже! благодарю Тебя: начало молитвы фарисея имеет видимость истинной молитвы (ср. Феофилакт). Он благодарит Бога за то, что он есть, исповедуя, что он таков не сам по себе, а по благословению Божию, за что и благодарит. Так у лицемеров бывает иногда видимость истинной молитвы, но только видимость. Вникая в сущность молитвы фарисея, нельзя не видеть, что его молитва есть прославление не Бога, но себя самого, своей собственной праведности, высокомерное превозношение своей праведности перед всеми. Он поставляет себя в самомнении выше не только многих, но всех прочих (я не таков, как прочие люди). Других прочих он считает грабителями, обидчиками, прелюбодеями и – как на олицетворение греховности указывает на мытаря (как этот мытарь), которого он видит тут же в храме и о котором он уже наперед решил, что молитва его, как отъявленного грешника, не будет принята Богом. В самомнении он перечисляет главнейшие свои добрые дела, которыми он стоит выше прочих по праведности. – Пощусь два раза в неделю, т. е. кроме узаконенных постов я еще пощусь, делаю более в этом отношении, нежели сколько установлено и делают другие (ср. прим. к Мф. 6: 16, 9: 14), следовательно, по его мнению, он праведнее других. – «Даю десятую часть» и пр.: т. е. опять делаю более, чем сколько повелевает закон. Закон требовал, чтобы всякий еврей отдавал Господу только десятину своих плодов полевых и скота (Лев. 27: 30. Чис.18: 21. Втор. 14: 22), а фарисей отдавал десятую часть из всего, что приобретал. Мытарь же и проч.: во всем мытарь представляет при молитве совершенную противоположность фарисею; насколько в том выражается гордость и самодовольство своей праведностью, настолько в этом видно глубокое смирение и сознание своего недостоинства пред Богом. Это смирение выражается в том, во-первых, что он стал вдали от святилища, сознавая себя даже недостойным приблизиться к святому месту, к которому, вероятно, подошел близко считавший себя праведным фарисей. – Потом, он не смел глаз поднять на небо и ударял себя в грудь: молились обыкновенно с воздетыми руками и поднимали очи к небу (1 Тим. 2: 8. Пс. 123: 1–2), а мытарь в глубоком смирении не дерзает делать ни того ни другого (ср. 1Ездр.9:6), а смотрит в землю и, в знак печали и скорби, ударяет себя руками в грудь. Наконец, самая молитва его – образец смиренной сосредоточенной (и по внешности даже краткой) молитвы: будь милостив ко мне грешнику, Боже. Он сознает себя величайшим грешником (ср. 1 Тим. 1: 15), не видит в себе ни одной добродетели и молит только об одном – помиловать его, не взыскивать с него за грехи его, простить их ему. В понятии милости заключается вместе и понятие благодати. – Пошел оправданным и пр.: указывается на следствие молитвы мытаря и фарисея. Смиренная молитва мытаря была действеннее, чем гордая молитва фарисея; он ушел из храма в дом свой более оправданным, т. е. правым перед судом правды Божией, чем фарисей. – Более, нежели тот: сравнительная форма речи не показывает, что и фарисей пошел оправданным, только менее чем мытарь, но что он пошел вовсе неоправданным; его молитва не только не принесла ему пользы, но погубила его (подобный оборот речи Мф. 5: 19), как показывает следующее за тем выражение. «Бог услышал обоих и помиловал того, кто оказался изнемогающим, а велеречивого поставил ни во что» (св. Григорий Богослов 4, 293). – Всякий возвышающий сам себя и пр.: см. Лк. 14: 11: ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. в этом смысл всего наставления. Господь поражает им гордость и превозносит смирение: ср. у Матфея: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится. самонадеянная гордость смиряется Богом, а смирение возносится – это основное правило нравственного христианского самоусовершенствования (ср. Феофилакт; прим. к Мф. 23: 12). – В житейских отношениях в подобных случаях гордость посрамляется, а смирение возвышается; тем более это будет в нравственном духовном Царстве Мессии, где основной закон – любовь к ближним, а необходимая принадлежность такой любви – смирение.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author