petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 21 (8) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. великомученик Феодор Стратилат. Есть мученичество драгоценнейшее драгоценного. Драгоценность мученичества зависит от количества благ, которые тот или иной христианин оставит и вместо того примет страдание. Зависит оно и от тяжести страданий, претерпеваемых им ради Христа. Святой Феодор, римский военачальник в армии императора Ликиния и управитель города Гераклея, презрел и свою молодость, и красоту, и чин воеводы, и царскую милость – и вместо всего этого подъял жестокие мучения за Христа. Сначала Феодора бичевали, так что принял он 600 ударов по спине и 500 по животу. Затем пригвоздили ко кресту и всего изрешетили стрелами. И наконец, усекли мечом. За что всё это? За то, что святой Феодор любил Владыку Христа больше всего на свете; за то, что презрел он глупые идолопоклоннические суеверия царя Ликиния; за то, что разбил серебряных и золотых идолов и раздал их осколки нищим; за то, что обратил многих в веру Христову и даже самого царя Ликиния призвал отречься от кумиров и уверовать в единого живого Бога. Во всех своих мучениях святой Феодор не уставал повторять: «Слава Тебе, Боже мой, слава Тебе!» Принял святой Феодор смерть 8 февраля 319 года в три часа пополудни и переселился в Царство Христово. Он считается защитником воинов, призывающих его на помощь. Его чудотворные мощи перенесены из Евхаит в Царьград и положены во Влахернской церкви.
2. Св. пророк Захария. Одиннадцатый из малых пророков. Вместе с пророком Аггеем поощрял князя Зоровавеля к воссозданию Иерусалимского храма. Предрек торжественный Христов вход в Иерусалим на ослице и молодом осле, сыне подъяремной, Иудино предательство Христа за тридцать сребреников: и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников... – высокая цена, в какую они оценили Меня, а также бегство Апостолов от Христа во время Его страданий: порази (в серб. букв:, поразят) пастыря, и рассеются овцы. Пророк Захария называется Серповидцем, потому что в видении узрел он серп, сходящий с неба, чтобы покосить всех грешников, а особенно воров и хулителей имени Божия. Упокоился он в последний год царствования Дария Гистаспа, около 520 года до Рождества Христова. 3. Св. Савва II, архиепископ Сербский. Сын короля Стефана Первовенчанного и племянник святителя Саввы I. До монашества носил имя Предислав. Последуя примеру своего великого дяди, Предислав, приняв постриг, ревностно предался подвигу. Избранный в архиепископы Сербские после святого Арсения, под именем Саввы II, он управлял Церковью с беззаветной преданностью и любовью. Упокоился в 1268 году. Его мощи почивают в Печской обители.
Предислав младый устемил взор ввысь,
Из его очей слезы полились,
Спрашивает в страхе королева-мать,
Что милому сыну довелось видать:
– Что ты там увидел, сын мой, Предиславе?
– Лик святого дяди и владыки Саввы.
Славою державною светло осиян,
К сыну обращается сам король Стефан:
– Пора женить тебя, мое благое чадо,
Ведь мне о вечности уже подумать надо.
Но Предислав – чтит и отца благоговейно,
А о жене и слышать не желает.
Растет в нем инок, мір ему не в сладость,
И лишь Христово слово душу ему тешит.
Так он нарекся Саввой, но Вторым,
Роняет слезы, просит с умиленьем:
– Наставь меня, родной святитель Савва,
Ходить всегда путем Христовым правым!
Вот умерли король и королева,
За ними вслед – и патриарх Арсений;
Без них осталась Церковь как вдова.
От почестей бежит смиренный Савва,
Но честь сугубая его приосеняет:
Владыкой избран он –
И святостью сияет.
Рассуждение. Преподобный Серафим Саровский пишет об отчаянии: «Как Господь заботится о нашем спасении, так человекоубийца-диавол пытается довести человека до отчаяния. Иуда-предатель был малодушным и неискусным во брани, поэтому диавол, увидев его в отчаянии, напал на него и заставил удавиться. А Петр, твердый камень, впав в великий грех, как искусный в борьбе, не отчаялся и не потерял присутствия духа, но пролил горькие слезы из теплого сердца, и диавол при виде этого убежал от него, как опаляемый огнем. Итак, братья, учит преподобный Антиох, когда нападет на нас отчаяние, не должны мы ему поддаваться, но, укрепляемые и ограждаемые святой верой, с великим мужеством скажем лукавому духу: «Что имеешь ты с нами, отступник от Бога, беглец с неба и лукавый раб? Ни смеешь ты причинить нам никакого вреда. Христос, Сын Божий, имеет власть над нами и над всем. А ты, губитель, удались от нас! Укрепляемые Его честным крестом, мы попираем твою змииную главу». Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Воеводу, а именно: 1) как Воеводу, вышедшего на брань с сатаной; 2) как Воеводу, вышедшего на брань с грехом в людях; 3) как Воеводу, взявшего на Себя защиту добра от зла, в [котором лежит] мір; 4) как Воеводу, победившего сатану, грех и смерть. Проповедь о том, как настоящий христианин встречает ненависть міра сего. И будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21: 17). Все, кто любит себя больше, чем Бога, возненавидят последователей Господа Исуса. Все, кто любит тело больше, чем душу, возненавидят последователей Господа Исуса. Все, кто любит мір сей больше, чем вечное Царство Божие, возненавидят последователей Господа Исуса. Все, кто любит грех больше добродетели, возненавидят последователей Господа Исуса. Число этих ненавистников имени Иисусова иногда больше, иногда меньше. Но каким бы ни было их множество, не бойтесь, братья, ибо огромно число Ангелов и святых. Число ваших сродников на небесах, то есть тех, кто любит Господа Иисуса, превосходит количество звезд на небе и песка в море. О, не страшитесь, ведь с вами Христос, а это значит, что вы всегда сильнее ваших злобных недругов. Если Сильнейший на вашей стороне, то вы всегда многочисленнее, потому что неизменно сильнее любого числа ваших врагов. О Господи Исусе, Господи всесильный, только пребудь с нами и помоги нам, дабы присно и неотступно были мы с Тобой – и тогда исчезнет всякий наш страх. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author