petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 19 (6) октября

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Вукол, епископ Смирнский. Ученик св. Иоанна Богослова, который и рукоположил его в епископы города Смирны. В Смирне тогда было мало крещеных. Во тьме язычества святой Вукол сиял, как лучезарный светильник. Отличался всеми добродетелями, а особенно – благостью и кротостью. Перед своей смертью святой Вукол рукоположил славного Поликарпа себе в преемники по епископству, а сам мирно скончал свои дни и отошел ко Господу. 2. Св. мученица Фавста. Пострадала за Христа в правление императора Максимиана (в период с 305 по 311 годы). Своим мужеством удивила и обратила в христианство своих мучителей: восьмидесятилетнего жреца Евиласия и епарха Максима. Когда судья пригрозил Фавсте еще более ужасными муками, она попросила его написать ее икону с изображением всех тех истязаний, которыми он ее стращает. Когда икона была готова и представлена Фавсте, святая сказала: «Как эта икона не ощущает никаких мук, так и мое тело не чувствует никакой боли от твоих наказаний, ибо душа моя утверждена в Господе». Судья бросил ее в котел с кипящей водой, где сия святая тринадцатилетняя девочка скончалась с молитвой на устах и отошла душой в рай. 3. Св. мученица Дорофея. Знатная и красивая девушка из Кесарии Каппадокийской. Областной правитель Саприкий повелел отвести Дорофею к двум язычницам-сестрам, Христине и Каллисте, чтобы те отвратили ее от Христа. Но вышло наоборот: Дорофея сумела обратить обеих сестер в веру Христову. Разгневанный Саприкий приказал связать двух сестер спиной ко спине, бросить их в чан со смолой и поджечь его. После этого осудил он на смерть и Дорофею. Она радостно выслушала приговор и воскликнула: «Благодарю Тебя, душелюбче Христе, что призываешь меня Ты в рай Свой и вводишь в пресвятые Твои дворы!» Один присутствовавший при этом вельможа – Феофил посмеялся над сими словами и крикнул Дорофее: «Слышишь, невеста Христова, пришли мне яблок и розовых цветов из рая Жениха твоего!» – «Я и вправду это сделаю!» – ответила ему мученица. Когда Дорофея была на месте казни, внезапно появился красивый юноша с тремя чудными яблоками и тремя красными розами. Это был Ангел Божий. А всё это происходило зимой. Дорофея сказала Ангелу, чтобы поднес он это Феофилу и молвил: «Вот то, чего ты хотел!» Услышав такие слова и приняв дар, Феофил пришел в ужас. Всё в нем перевернулось, и он, закоренелый язычник, стал христианином. [За это] его подвергли мучениям. Принял он смерть за Христа и отошел душой в рай Господа Иисуса вскоре за святой Дорофеей. 4. Св. Фотий, патриарх Цареградский. Великий светильник Церкви. Родственник императора и внук славного патриарха Тарасия. Непобедимый защитник Церкви от папского властолюбия и прочих римских извращений веры. За шесть дней прошел все чины посвящения от мірянина до патриарха. Патриархом стал на Рождество в 857 году, а преставился в Господе в 891 году. 5. Препп. Варсонофий и Иоанн. Великие подвижники из Газы, прозорливцы и чудотворцы. Оставили после себя знаменитую книгу Ответов на многие вопросы духовной жизни. Жили в VI столетии. 6. Свв. мученицы Марфа, Мария и брат их мученик Ликарион. Все они были распяты на крестах за Христа, а затем их пронзили копьем. Так предали они свои души Господу.
Марфа и Мария, две сестры родные,
Ликарион юный – силы немощные,
Мать, душа святая, их добру учила:
«Господа любите, – в Нем любовь и сила».
Вот тиран явился, свирепый и буйный,
Христиан убийца жестокий и разгульный,
Не заперли сестры дверь дома своего,
Тирана не боятся – лишь Бога одного.
«Мы – христиане, царский воевода,
А сам ты живешь дьяволу в угоду!»
Яростный деспот к кресту их пригвоздил,
Ликарион юный к нему приступил:
«Я христианин, распни меня скорей!»
...Страшно мать терзается при виде дочерей,
Рыдает по чадам, истязуемым грозно,
Ноги обнимает их, лобызает слезно;
Из ног перебитых багряна кровь стекает,
А дочери с креста мать утешают:
«Не томи себя тоской напрасной, мама милая,
Ведь сама нас с детства любить Бога учила ты,
Ждет нас – вслед за мукою – радость неземная,
Ждать тебя мы будем средь светлого рая!
Брат Ликарион наш и мы, твои дщери,
Для тебя отверзем райские двери!
Ликом своим слезным мать просияла:
«Счастье вы мое!» – тихо сказала.
Рассуждение. Преподобный Варсонофий, пятьдесят лет живший в затворе и не видевший ни одного живого человека, достиг через богомыслие и молитву необычайной чистоты и прозорливости. Вот несколько его мыслей из книги Ответов. «Любой помысел, который не предваряется тишиной смирения, не исходит от Бога. Всё, что от диавола, бывает со смущением и мятежом». «Когда молишься, но Бог не тотчас исполняет твое прошение (в серб, букв.: отлагает тебя услышать. – Пер.), то делает Он это к твоей же пользе, желая научить тебя долготерпению». «Видимые разбойники суть рабы разбойников невидимых, мысленных». «Господь Иисус Христос претерпел всё и, наконец, вознесся на святой Крест, что означает умерщвление плоти и страстей и святое и совершенное умиротворение». «Господь хочет, чтобы любого человека почитал ты более, чем самого себя». Когда старца спросили, нанять ли судебного ходатая (адвоката) в одном споре монастыря с некими людьми, он ответил: «Если купите заступничество людей, Бог вас не заступит». Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса как Труженика, в частности: 1) как Труженика, долгие годы трудившегося Своими руками; 2) как Труженика духовного, непрестанно поучавшего людей, утешавшего их, врачевавшего, преподавая новый закон міру; 3) как Труженика неустанного, оставившего заповедь: Трудитесь, пока есть свет (в синод, пер.: Ходите, пока есть свет, Ин. 12: 35). Проповедь о взаимном познании Отца и Сына. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня (Ин. 7: 29). Никто никогда не осмелился сказать, что знает Бога. Многие лишь говорили, что верят в Бога. Только Господь Иисус изрек слова: Я знаю Его. И тотчас обосновал, откуда Он Его знает, сказав: потому что Я от Него, и Он послал Меня. Первое обоснование: потому что Я от Него – утверждает вечное бытие Сына, а второе: и Он послал Меня – свидетельствует о временном явлении Сына в вещественном міре как Посланника Святой Троицы. Нам, верующим во Христа, не дано знать Отца так, как Его знает Единородный Сын, но дано нам и заповедано веровать. Заслуга наша – в вере, а не в знании. Если бы все мы знали Бога из наблюдений, то ни у кого бы не было заслуг. Ведь что знаменательного в том, чтобы увидеть и познать? Однако не видеть, но верить – в этом заслуга, в этом добродетель, в этом наше спасение. Недостойны мы лицезреть Бога и познавать Его в видении, ибо расслаблены мы грехом и удалены от Него. Но милость Божия дала нам веру в этой жизни, могущую приблизить нас к Богу и ввести в Царство вечного созерцания и знания в жизни оной. О братья мои, да веруем Христу Господу, ибо Он знает. И говорит Он не от веры, а от знания. Господи милостивый, утверди в нас веру. Простри нам край [ризы] Твоея, дабы держались мы за него до конца жизни. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author