petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 18 (5) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. мученица Агафия. Эта славная девица и Христова мученица родилась в сицилийском городе Палермо, от благородных и состоятельных родителей. Когда император Декий воздвиг гонение на христиан, святая Агафия тоже была схвачена и приведена на суд правителя Квинтиана. Тот, увидев ее, прекрасную лицом, захотел взять ее в жены. Когда он предложил Агафии вступить с ним в брак, святая ответила, что она невеста Христова и не может быть неверной своему Обручнику. Тогда судья подверг ее тяжким мучениям: Агафию били палками, издевались над ней, привязывали к дереву и бичевали до крови. После этого судья снова начал советовать ей отречься от Христа и тем самым избежать дальнейших мучений, на что Христова невеста возразила: «Эти мучения весьма полезны для меня. Как пшеница не может быть внесена в житницы, пока не очистится от плевел, так и душа моя не может войти в рай, если тело мое не будет истерзано муками». Тогда мучитель повелел отрезать ей сосцы и ввергнуть ее в темницу. В темнице явился ей апостол Петр и вернул телесную целость и здоровье. И вновь была она выведена на мучения, и опять потом брошена в темницу, где и предала душу свою Богу в 251 году в городе Катаны, в царствование императора Декия. По смерти Агафии ее мучитель отправился присвоить себе ее имение. Но по дороге под ним и воинами взбесились кони, так что изгрызли ему всё лицо, свалили на землю и насмерть затоптали копытами. Столь стремительно постигло его Божие наказание за дикое преступление, совершенное над святой Агафией.
2. Св. мученица Феодулия. Пострадала за Христа в правление Диоклетиана, нечестивого римского императора. Во время мучений Феодулия вразумила одного из мучителей, Елладия и привела его к вере Христовой. Елладий, всенародно исповедав свою веру во Христа, был усечен мечом. Феодулия очень храбро держалась на суде, за что судья назвал ее безумной. На это Феодулия ему ответила: «Безумные – вы, забывшие единого истинного Бога и кланяющиеся мертвым камням». Судья подверг ее жестоким пыткам, которые Феодулия мужественно выдержала. Своей стойкостью на мучениях она многих удивила и обратила ко Христу. Среди последних были два видных гражданина: Макарий и Евагрий. С ними двумя и со многими другими святая мученица была брошена в раскаленную печь, где все они благочестно скончались и удостоились Христова Царства. 3. Св. Полиевкт, патриарх Цареградский. За свой высокий ум, ревность в вере и святые наставления наречен вторым Златоустом. В эпоху [правления] патриарха Полиевкта и императора Константина Порфирородного в Царьград прибыла русская княгиня Ольга, где и крестилась в 957 году. Крестил ее патриарх, а император был ее восприемником. Святой Полиевкт пророчески ей предрек: «Благословенна ты в женах русских, ибо возлюбила ты свет и отвергла тьму. Будут благословлять тебя [все] сыны русские до последнего колена». Из простых монахов святой Полиевкт был избран в патриархи в 946 году и остался на первосвятительском престоле вплоть до своей смерти в 970 году.
Мрачная темница, а в ней – свята девица,
В жуткой тьме сияет Агафья мученица,
Узникам всем служит, Христа воспевает;
А судья жестокий муки измышляет,
Мрачный среди света, духом злым терзаем,
Жалкий и злосчастный, всеми попираем...
Если Бога любишь – светла и темница,
А кто правду душит – свет ему не снится.
Мрачная темница, в ней – свята девица,
Феодула тоже с Христом быть решила,
Чистой голубицей за Ним поспешила;
За Христа толпа во тьму ее низвергла,
Но святая дева все скорби отвергла:
Весело в темнице молится Творцу,
Не боится смерти, но спешит к венцу.
Палачи от гнева и ярости сгорают,
На дворе игемона в отчаянье впадают;
Лишь о злобе мыслят, только лиху служат,
А в пустом их сердце люты мысли кружат;
Не познали Бога и Христа не ведают,
Тайны мірозданья им не собеседуют.
Рассуждение. Спросили монахи великого авву Исхириона: – Что мы сделали? – Мы исполняли заповеди Божии, – ответил Исхирион. – А что будут делать те, которые придут после нас? – Они будут делать то же, что и мы, только вполовину меньше. – А те, которые придут после них? – Те при скончании века не будут проходить никакого монашеского подвига, но их постигнут такие напасти и толикие искушения, что, претерпевая все эти скорби и бедствия, они окажутся в Царстве Божием большими нас и отцов наших. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как единого истинного Просветителя, а именно: 1) как Просветителя каждого отдельного человека; 2) как [и] следовательно – Просветителя и общества, и всего человечества; 3) как Просветителя, непреходящим светом осиявающего и ум, и сердце, и волю человека. Проповедь о смерти как сне. Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его (Ин. 11: 11). Владыка жизни называет смерть сном. О сколь неизреченное для нас утешение! О какая приятная и умилительная новость для міра! Итак, телесная смерть означает не уничтожение человека, а лишь погружение в сон, из которого его может пробудить Тот, Кто и первый прах пробудил к жизни Своим словом. И когда Господь воззвал: Лазарь! – человек проснулся и ожил. Господь знает имя каждого из нас. Если Адам знал название каждого Божиего творения, как тогда Господу не знать каждого из нас по имени! Он не только знает, но и зовет нас по имени. О сладчайший и животворный голос Единого Человеколюбца! Этот голос способен из камней сотворить сынов Божиих! Как же не пробудить ему нас из сна греховного! Один человек занес камень, чтобы убить брата своего. Но в тот же миг ему показалось, что услышал он голос матери, окликающей его по имени. Он всего лишь услышал голос матери – и рука у него дрогнула. Он бросил камень и постыдился греха, который намеревался совершить. Материнский голос пробудил его от греховной смерти. Но если голос матери спасает и пробуждает от смерти, не тем ли больше – голос Создателя и Жизнодавца! Когда бы ни взывал Господь к кому-то, кто был мертв только телом, – любой пробуждался и вставал. Но из умерших душой, когда Господь к ним обращался, – не всякий пробуждался и поднимался на ноги. Ведь для этого пробуждения, для этого воскресения нужно и согласие воли умершего. Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого? – так возгласил животворящий голос, но мертвец остался мертвецом и грешник не проснулся. Савл, Савл! что ты гонишь Меня? – воззвал тот же животворящий голос, и уснувший грехом пробудился, и мертвый ожил. Поистине греховный сон глубже смерти и погрузившегося в него не так-то легко разбудить. Сладчайший Господи, пробуди нас от сна греховного! Пробуди, Господи! Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author