petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 17 (4) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Исидор Пелусиот. Родом египтянин, сын знатных родителей и родственник Александрийских патриархов: Феофила и [святого] Кирилла. Изучив все светские науки, отрекся богатства и мірской славы и всецело предал себя духовной жизни ради любви Христовой. Был великим и усердным защитником и толкователем православной веры. По утверждению историка Никифора, св[ятой] Исидор написал свыше 10 000 писем разным лицам, в которых одних укорял, другим давал советы, третьих утешал, четвертых назидал. «Важнее поучаться добродетельной жизни, чем красноречивой проповеди», – отмечает он в одном из писем. В другом же говорит: «Если кто хочет явить величие своих добродетелей, пусть считает их ничтожными – и они действительно окажутся великими». Первым и основным правилом для святого Исидора было: сначала делать, а потом учить – по примеру Господа Иисуса. Во время гонения на святого Златоуста, когда весь мір разделился на два лагеря: один – за, а другой – против этого великого столпа Православия, преподобный Исидор встал на сторону святителя. Он писал патриарху Феофилу, сколь великое светило Церкви – святой Златоуст, умоляя угасить к нему ненависть. Прожил он долго, сделал много, прославив Христа Бога жизнью и пером, – и переселился в Царство Христово около 436 года.
2. Прп. Николай Исповедник. Этот святой был [родом] с острова Крит. Прибыл он в Царьград, чтобы навестить своего родственника Феодора, игумена Студийского монастыря, да так там и остался и принял иночество. В монашестве Николай прошел все подвиги ради спасения своей души. Во время гонения на Церковь со стороны Льва Армянина Феодор и Николай были люто мучимы, унижаемы, биемы воловьими жилами и в довершение заключены в темницу. По кончине святого Феодора Николай стал игуменом Студийским. Еще во время жизни творил он чудеса силою Божией благодати. Так, исцелил он от болезни Евдокию, супругу царя Василия, и Елену, супругу патриция Мануила. У Феофила Мелиссена, знатного вельможи, у которого постоянно умирали дети, он благословил новорожденную дочь и предвестил, что выживет она и станет многочадной, что и сбылось на радость родителям. В самый день своей кончины призвал он монахов и спросил, чего им недостает. «Зернового хлеба», – ответили они. Тогда умирающий сказал им: «Напитавший Израиля в пустыне пошлет и вам изобилие пшеницы через три дня». И действительно, на третий день подплыл к монастырю корабль, полный зерна. Его послал царь Василий. Преподобный Николай переселился в Небесное Царство на 75-м году жизни 4 февраля 868 года. 3. Св. новомученик Иосиф [не включен в месяцеслов РПЦ]. Родом из Алеппо. Принуждаемый турками к принятию ислама, Иосиф не только отверг это, но и начал разоблачать магометанские россказни, восхваляя веру Христову. За это он был мучим и обезглавлен в 1686 году.
Воздайте жертву Богу, жертву благодарственную,
О вы, по Божьей милости, богатые и царственные!
Кто чем богат, пусть тем живет и промышляет,
Всяк собственным уделом пусть Царство покупает.
Богат деньгами – деньги щедро раздавай,
Богат пшеницей – нищим жито уделяй.
Кому дар мудрости дадеся – наставляй некнижных,
Кто силен мышцею – служи на благо ближних.
Кто ремеслу обучен – пусть ведет его по чести,
Ведь Господу отчет он сдаст без всякой лести.
Кто песни воспевать способен – пусть хвали́т Творца,
Кто Бога знать не хочет – тот без всякого венца!
Кто принял золотой талант – пусть поревнует Богу,
Людей прощая – долг вернет он понемногу.
Различны люди – как жемчужины в монистах,
Но Богу всяк воздать способен сердце чисто.
О чистое сердце, жертва честнейшая,
Спасения нашего благо нужнейшее,
Фимиам твоих мыслей к Богу восходит,
И милость Его в одночасье низводит.
Рассуждение. Наложи на себя какую-нибудь епитимию за грехи других людей. Если осудил ты кого или наказал – то понеси и сам какое-нибудь духовное бремя. Это угодно Богу. Эту тайну знали святые, осуждавшие себя за грехи ближних и дальних. В эту тайну проникают даже нехристианские народы. В Китае существует такой обычай: когда палач обезглавит преступника, осужденного на смерть, то подходит к судье и сообщает, что приговор исполнен. Судья дает ему одну серебряную монету за умерщвление преступника и повелевает дать ему 40 палок – за то, что убил человека. Христианские святые глубоко понимали тайну греха и людской неправды. Любой человеческий грех имел для них столь же долгую историю, каково расстояние от нас до Адама. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как радость, а именно: 1) как Радость, проясняющую дух человека; 2) как Радость, оживотворяющую весь дух человека; 3) [Как] радость от Его имени, от Его слов, от Его дел, от Его дыхания. Проповедь о счастье малого Закхея. Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19: 9). Так сказал Тот, Чье слово – жизнь, и радость, и обновление праведным. Как почерневшая гора от дыхания весны одевается зеленью и цветами, так и всякий человек, сколь бы ни был он иссушен и помрачен грехом, освежается и молодеет от приближения ко Христу. Ведь близость ко Христу подобна соседству с каким-то животворным и благоуханным бальзамом, возвращающим здоровье, прилагающим [лета] жизни, подающим приятное дыхание и душе, и мыслям, и словам. Если выразиться вкратце, удаленность от Христа означает тление и смерть, а близость к Нему знаменует собой спасение и жизнь. Ныне пришло спасение дому сему, – сказал Господь, войдя в дом грешника Закхея. Христос был спасением, которое пришло, а Закхей – домом, в который Он вошел. Каждый из нас, братья, – это дом, в котором обитает грех, пока Христос далеко, и которому приходит спасение, когда Христос [к нему] приблизится. А приблизится ли Христос к моему и твоему дому – зависит от нас. Ведь не самочинно вошел Он даже в дом грешного Закхея, но был в нем самым желанным гостем. Низкорослый Закхей влез на дерево только для того, чтобы собственными глазами увидеть Господа Иисуса. Следовательно, он Его искал, он желал Его. И мы должны Его искать, чтобы найти, и желать, чтобы Он к нам подошел, высоко взбираться духом своим, чтобы встретить Его взгляд. Тогда посетит Он [и] наш дом, как вошел Он под кров дома Закхея. А с Ним придет и спасение. Приблизься к нам, о Господи, приблизься – и принеси и нам спасение Твое вечное. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author