petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Преподобный Исидор Пелусиот. Церковный календарь на 17 февраля

Авторы: Михаил Тюренков; иеромонах Макарий Симонопетрский

17 февраля (2 февраля по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Среда 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после праздника Святой Троицы). День постный. На трапезе благословляется рыба. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору святых Пермской митрополии, а также память нескольких десятков известных по именам угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.



Преподобный Исидор Пелусиот. Египетский святой IV–V столетий. Уроженец Александрии, будущий святой с детства получил христианское воспитание, а в юности решил посвятить себя Господу и ради монашеского уединения удалился в Пелусиотскую пустыню, где прославился своими духовными подвигами среди других иноков. Отец Исидор был возведён в священнический сан и стал наставником пелусиотских монахов. Впоследствии старец Исидор прославился искусством христианской проповеди и духовного наставления. К нему прибегали за пастырским словом многие тысячи верующих. Более того, он одним из первых духовников стал вести переписку со своими духовными чадами. В своих письмах он в том числе толковал Священное Писание, в чём проявил себя последователем святителя Иоанна Златоуста. Именно преподобный Исидор был инициатором созыва Третьего Вселенского (Эфесского) Собора в 431 году от Рождества Христова, на котором была осуждена несторианская ересь. Спустя ещё пять лет старец мирно отошёл ко Господу. Благоверный князь Георгий Всеволодович. Русский святой первой половины XIII столетия. Сын великого князя Всеволода Большое Гнездо. Прославился набожностью, молитвенностью и вместе с тем мужеством. Будучи великим князем Владимирским, отважно противостоял татаро-монгольскому нашествию, жертвой которого пал в 1238 году от Рождества Христова. Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец. Русский святой второй половины XV – первой половины XVI столетий. Уроженец Галича, выходец из знатной дворянской семьи, решивший покинуть мир, ушедший в Вологодские земли и ставший учеником преподобного Корнилия Комельского, от которого и принял монашеский постриг. Впоследствии 20 лет странствовал по разным обителям ради поклонения их святыням. Пребывая в Тихвинском Успенском монастыре, сподобился видения Пресвятой Богородицы. Впоследствии, вернувшись на Вологодчину, основал Кирилло-Новоезерскую монашескую обитель (с советских времён она так и не была возвращена Русской Церкви и на её территории до сих пор располагается колония особого режима). Преподобный Кирилл, Новоезерский чудотворец отошёл ко Господу в 1532 году от Рождества Христова. Мученик Иадор. Святой страдалец, принявший мученический венец за верность Христу и Его Церкви в III столетии. Подробности его Жития, к сожалению, отсутствуют. Священномученик Аврамий, епископ Арвильский. Из Жития этого святого страдальца известно, что он принял мученическую кончину около 344–347 годов от Рождества Христова в Персии во времена антихристианских гонений царя-огнепоклонника Сапора II. Своим мучителям, требовавшим от святителя Аврамия поклониться Солнцу, епископ смело воскликнул: «Какое безумие – оставить Творца и поклоняться твари! Солнце не есть ли творение Бога моего?» Во время казни священномученик повторял слова Христа: «Господи, не вмени им греха, ибо не знают, что делают!» Преподобноисповедник Николай, игумен Студийский. Ученик и преемник преподобного Феодора Студита, претерпевший вместе со своим учителем и духовником гонения со стороны еретиков-иконоборцев. На время воцарения благочестивой императрицы Феодоры святой Николай стал игуменом Студийской обители, впоследствии вновь пострадал от нечестивого правителя Варды, долго скитался, но в итоге вернулся в родной монастырь. За духовные подвиги и страдания сподобился от Господа дара чудотворений. Отошёл ко Господу в 868 году от Рождества Христова. Преподобные Авраамий и Коприй Печенгские. Русские святые Вологодской земли, основатели (в 1492 году от Рождества Христова) Спасской монашеской пустыни на реке Печенге. Память преподобных Авраамия и Коприя Печенгских. Во второй половине XV в. свв. Авраамий и Коприй обосновались на берегу Печенги, в Комельском лесу, чтобы вести отшельнический образ жизни. Через некоторое время они построили в этом месте храм в честь Преображения Господня (1485). Святые почили в мире, и их драгоценные мощи почитаются ныне в церкви Владимиро-Печенгского погоста, в двадцати километрах от Вологды. (Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский.) Священномученики Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский (1921), Евстафий Сокольский, Иоанн Алешковский, Александр Минервин, Сергий Соловьев, Иоанн Артоболевский, Александр Соколов, Николай Кандауров, Алексий Шаров, Николай Поспелов, Алексий Княжеский, Александр Покровский, Аркадий Лобцов, Борис Назаров, Михаил Рыбин, Николай Голышев, Алексий Лебедев, Андрей Беднов, Димитрий Кедроливанский, Иоанн Тихомиров, Петр Соколов, пресвитеры, преподобномученики Серафим (Вавилов), архидиакон; Феодосий (Бобков), иеромонах; преподобномученицы Рафаила (Вишнякова), Екатерина (Декалина), Мария (Виноградова) и Анна (Ефремова), мученики Иоанн Шувалов, Василий Иванов, Димитрий Казамацкий, Димитрий Ильинский и Феодор Пальшков (1938). Многочисленные православные священнослужители (в том числе – в архиерейском сане и монашеском чине), монахини и миряне, принявшие смерть за верность Христу и Его Церкви в период советских богоборческих гонений в этот день, в основном в кровавом 1938 году. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома [Память этих святых отсутствует в византийских Синаксарях, но о них с похвалой отзывается историк Евсевий Кесарийский, у которого можно найти замечательное письмо, где епископ описывает жителям Тмуиса страдания мучеников (Церковная история. VIII, 9 –10). Они упоминаются также в древнем «Иеронимовом Мартирологии». Мы пересказываем здесь свидетельство Евсевия и их «Мученичества», сохранившиеся на латыни. Их достоверность подтверждается «Апологией св. Филея», сохранившейся на греческом языке в папирусе IV в., ненамного более позднем по отношению к описываемым событиям. Этот важный для истории христианства текст представляет собой отрывок из судебного разбирательства (пятое, и последнее, заседание) при участии префекта Кулькиана. См.: Halkin F. L’Apologie du martyr Phileas de Thmuis]. Св. Филей родился в благородной египетской семье. Он получил глубокое литературное и философское образование и занимал различные административные должности. Обратившись в христианство, он стал епископом гор. Тмуис в Фиваиде Арестованный в первые годы Диоклетиановых гонений, он предстал перед судом префекта Кулькиана ок. 306 г. Несмотря на старания адвокатов спасти его, святой продолжал настаивать, что никогда не станет приносить жертвы ложным богам. «Единственная богоугодная жертва, – говорил он, – чистое сердце, жизнь откровенная и слова неложные». На вопросы Кулькиана он отвечал, что вечной жизни можно достичь, соединившись со Христом, истинным Богом, умершим ради нашего спасения и воскресшим собственной силой. «Дай мне эту высшую милость, – сказал он наместнику, – исполни свой долг до конца и без промедления». Адвокаты мученика, его жена и родители бросились к его ногам, умоляя сдаться, но святой стоял неколебимо, как скала под напором волн. Взгляд Филея был устремлен к Богу, он уже видел перед собой апостолов и мучеников – свою настоящую семью, которая ждала его на Небесах. Тогда выступил блестящий александрийский магистрат Филором, до тех пор скрывавший свою веру: «Зачем делать этого верного Богу неверным? Разве вы не видите, что его глаза уже не замечают ваших слез и что ваш плач уже не достигнет ушей того, кто созерцает славу Небесную?» Ярость толпы обрушилась тогда на Филорома, и это заставило наместника приговорить обоих к усечению мечом. По пути на казнь брат Филея, адвокат по профессии, воскликнул: «Филей подает на апелляцию!» Святого снова вызвали на суд, но он в нетерпении отвечал: «Разговаривать не о чем. Не слушайте этого несчастного. Напротив, я благодарен императорам и наместнику, ведь через них я удостоился наследия Иисуса Христа!» На лобном месте он протянул руки на восток и сказал: «Теперь я пойду по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Дети мои возлюбленные, будьте бдительны и следуйте заповедям нашего Господа. Помолимся Богу Чистому, Неизреченному, Богу, царствующему над Херувимами, Творцу мира, Началу и Концу всего. Ему слава во веки веков. Аминь». При этих словах две главы пали под мечами – и души славных мучеников отлетели на Небеса (Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский.) Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Tags: Новости и история Церкви
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author