petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Марка, 56 зачало: Мк., 12, 28‒37

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Текст Евангелия: И присту́пль еди́нъ от­ кни́жникъ, слы́шавъ и́хъ стяза́ющася, и ви́дѣвъ я́ко до́брѣ от­вѣща́ и́мъ, вопроси́ Его́, кая́ е́сть пе́рвая всѣ́хъ за́повѣдiй? Ису́съ же от­вѣща́ ему́. я́ко пе́рвѣйши всѣ́хъ за́повѣдей, слы́ши Изра́илю. Госпо́дь Бо́гъ ва́шъ, Госпо́дь еди́нъ е́сть. И воз­лю́биши Го́спода Бо́га тво­его́ всѣ́мъ се́рдцемъ тво­и́мъ, и все́ю душе́ю тво­е́ю, и всѣ́мъ умо́мъ тво­и́мъ, и все́ю крѣ́постiю тво­е́ю. сiя́ е́сть пе́рвая за́повѣдь. И втора́я подо́бна е́й. воз­лю́биши бли́жняго сво­его́ я́ко са́мъ себе́. Бо́льши сею́ и́на за́повѣдь нѣ́сть. И рече́ ему́ кни́жникъ. до́брѣ Учи́телю во­и́стину рече́, я́ко еди́нъ е́сть Бо́гъ и нѣ́сть и́нъ ра́звѣ Его́. и е́же люби́ти Его́ всѣ́мъ се́рдцемъ, и всѣ́мъ ра́зумомъ, и все́ю душе́ю, и все́ю крѣ́постiю. и е́же люби́ти бли́жняго я́ко себе́, бо́ле е́сть всѣ́хъ всесожже́нiи и же́ртвъ. Ису́съ же ви́дѣвъ, я́ко смы́слено от­вѣща́, рече́ ему́, не дале́че еси́ от­ Ца́р­ст­вiя Бо́жiя. И никто́же смѣ́яше ктому́ Его́ вопроси́ти. Матфей говорит, что книжник подошел (ко Христу) искушая (Мф. 22, 35), а Марк замечает о нем, что он «разумно отвечал». Не противоречат ли евангелисты друг другу? Нет; сначала, вероятно, он спрашивал как человек искушающий, а потом вразумился ответом Христовым и отвечал разумно, и таким образом был похвален. Впрочем, заметь, что и похвала свидетельствует о нем, как еще о несовершенном, ибо Христос не сказал: ты находишься в самом Царствии Божием, а – только «недалеко». Для чего же законник так смело предлагает Христу свой вопрос? Он думал показать себя Христу совершенным в Законе и для того обращает к Нему такую речь, как будто бы касался только Закона. Но Господь, желая показать, что без любви, при ненависти к ближним, нет исполнения закона, отвечает на вопрос законника, что первая и большая заповедь есть – любить Бога, а вторая, подобная – любить ближнего. Почему же подобна? Потому, что они обе тесно связаны между собой. Ибо любящий Бога любит и создание Его, а ближайшее к Богу из созданий есть человек; следовательно, любящий Бога возлюбит и всех человеков. И наоборот, кто любит ближнего, тот тем более любит Бога; ибо если он любит людей, которые часто бывают виной соблазнов и ненависти, тем более любит Бога, всегда благодеющего. Услышь и Господне слово: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14, 21). Видишь, что от любви к Богу зависит исполнение заповедей Его, а все заповеди Его сходятся к одному предмету – взаимной любви. И в другом месте (Господь говорит): «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13, 35). Видишь ли опять, как любовью друг к другу держится и любовь ко Христу и познаются Его истинные ученики и други! Обрати внимание и на то, как Он в ответе законнику исчислил все силы души. В душе есть сила животная; на нее указывает словами: «всей душею» , ибо Христос повелевает, чтоб сила раздражения и вожделения совершенно были подчинены любви к Богу. Есть и другая сила души, называемая растительной, а иначе она называется силой питания и возрастания. И эту силу должно предать вполне Богу. Есть, наконец, в душе и сила разумная, которую Закон назвал «мыслию». Итак, все силы души должны быть устремлены к любви. И от­вѣща́въ Ису́съ, глаго́лаше, учá въ це́ркви. Ка́ко глаго́лютъ кни́жницы, я́ко Христо́съ Сы́нъ е́сть Давы́довъ? То́й бо Давы́дъ рече́ Ду́хомъ Святы́мъ. глаго́ла Госпо́дь Го́сподеви мо­ему́, сѣди́ одесну́ю Мене́, до́ндеже положу́ врагы́ Твоя́ подно́жiе нога́ма Тво­и́ма. Са́мъ у́бо Давы́дъ глаго́летъ Его́ Го́спода, и от­ку́ду Сы́нъ ему́ е́сть? И мно́гъ наро́дъ послу́шаше его́ въ сла́дость.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author