petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Память преподобного Николая исповедника, игумена Студийского

Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский

Прп. Николай родился в Сидонии на о. Крит в 793 г. Десятилетним мальчиком он был отправлен родителями в Студийский монастырь, чтобы выучиться у прп. Феодора [11 н.]. Вскоре Николай стал образцовым учеником, верным учителю даже после его смерти. Он возрастал в добродетели и мудрости и, приняв постриг, сделался личным писцом св. Феодора. Полностью отвергнув собственную волю, он жил исключительно ради Христа, воплощенного для него в личности духовного отца, и безропотно подчинялся всем братиям. Насколько он погружался в глубину смирения, настолько Божественная любовь искореняла в нем желания плоти и естественные телесные потребности. Он вызывал восхищение монахов воздержанием, бдением, молчанием и непрестанной молитвой. Потребовалось настоящее насилие над смирением св. Николая, чтобы заставить его принять священство. Так он мирно жил в монастыре, словно в раю, купаясь в свете учености св. Феодора, когда император Лев V Армянин (815), начав новое гонение на святые иконы, закрыл Студийскую обитель и отправил Феодора в ссылку в крепость Метоп на Геллеспонте. Прп. Николай последовал за духовным отцом и добровольно перенес вместе с ним надругательства и лишения, утешая его. Он записывал поучения прп. Феодора, которые затем тайно передавались среди рассеянных по миру учеников и поддерживали дело Православия.

Император, узнав, что ссылка студитов пошла им скорее на пользу, чем во вред, и перехватив одно из записанных Николаем посланий, приказал нещадно, до крови избить обоих исповедников палками и бросить полуживыми на мерзлой земле. Они перевязали раны несколькими лоскутами, которые оставили им охранники. Исповедникам удалось выжить, и их перевезли в отдаленную крепость Вонита в окрестностях Смирны, где они изнемогали от голода в суровом заточении. После смерти Льва V в 820 г. новый император Михаил II, хотя и был иконоборцем, все же разрешил освободить исповедников. Феодор и Николай долго пешком возвращались в Константинополь. Однако войти в столицу им помешал императорский запрет. Они так и не попали в родной монастырь и нашли убежище в Халкидоне. Там их ждала радостная встреча с патриархом Никифором [2 ин.], который с восхищением обрел на их истерзанных телах следы Страстей нашего Господа. Потом исповедники некоторое время жили в монастыре Святого Трифона на мысе Акрит, затем перебрались на о. Принкипо. Там святой Феодор скончался 11 ноября 826 г. Прп. Николай стал жить у его могилы и подвизался в посте, бдении и молитве. Во время страшного гонения, устроенного императором Феофилом (829–842), вновь изгнанные монахи подверглись всем вообразимым жестоким преследованиям. Св. Николай нашел пристанище в европейском пригороде Константинополя, Фирмополе, в поместье одной благочестивой женщины, которое потом отошло Студийскому монастырю. После смерти тирана Православие восторжествовало благодаря стараниям его жены Феодоры и св. патриарха Мефодия (842). Тогда монахи смогли вернуться в свои обители, а Студий под руководством прп. Навкратия [18 ап.] вновь обрел прежнюю славу времен св. Феодора. Когда драгоценные мощи прп. Феодора [26 фев.] были положены в Студийском монастыре, св. Николай вернулся в обитель, которая предоставила ему святое и строгое успокоение. После смерти Навкратия ему пришлось против своей воли стать игуменом. Но через три года любовь к покою и безмолвию взяла верх, и он, назначив преемником добродетельного Софрония, уехал в место своего прежнего изгнания – в Фирмополь (850). Только несколько лет св. Николай смог наслаждаться покоем, потому что по смерти Софрония студиты вновь призвали своего отца. Низложение патриарха Игнатия и волнения, обуревавшие Церковь после избрания св. Фотия, стали новым источником бедствий для святого, стремившегося к уединению. Считая незаконным избрание светского человека патриархом, Николай предпочел удалиться в подворье монастыря Пренет на берегу Никомидийского залива. Там преподобного посетил император, тщетно пытаясь сломить сопротивление. Тогда, изгнанный из уединения, он стал скитаться, изнуренный годами и усталостью, пока наконец не нашел пристанище в доме, который подарил ему некий константинопольский доброжелатель. Благодаря Николаю в нем образовался настоящий монастырь. Этот монастырь под названием Кокоровий процветал при игумене прп. Еваристе [память 26 дек.]. Однако его по-прежнему заставляли признать св. Фотия патриархом. Поскольку исповедник не хотел идти на сделку с совестью, он покинул эту вновь основанную обитель и уехал на о. Проконнес, затем на Митилену и в Херсонес. Через семь лет его силой вернули в Студий и держали пленником, подвергая всяческим оскорблениям два года, вплоть до восшествия на престол Василия Македонянина (867–886). Этот император восстановил в должности патриарха Игнатия и попытался убедить Николая вновь принять игуменство в Студии. Но святой под предлогом преклонного возраста и болезни отказался, предпочтя удалиться от дел человеческих и приготовиться к вечному упокоению. Он отошел ко Господу 4 февраля 868 г. в возрасте семидесяти пяти лет. Подвигами и постоянным отречением от собственной воли св. Николай сумел победить в себе все плотское, предавшись покорному служению благодати, совершившей через него многие чудеса. Он исцелил Евдоксию, жену императора Василия, и Елену, жену патрикия Мануила, явившись им во сне. Он предрекал будущее тем, кто приходил к нему. В день своей кончины он призвал монахов и спросил, не нуждаются ли они в чем-либо. Они отвечали, что у них не хватает пшеницы. Тогда умирающий сказал: «Тот, Кто укрепил Израиль в пустыне, через три дня пошлет вам пшеницы в изобилии». И действительно, через три дня после успения святого корабль с зерном, посланный императором, пристал к причалу около монастыря.


Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author