petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Память равноапостольного Николая, Архиепископа Японского

Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский

Св. Николай, апостол Японии, родился в 1836 г. в селе Березовском Смоленской губернии. Родители его были людьми весьма благочестивыми. Отец, Иван Касаткин, служил диаконом. Мать умерла, когда сыну было пять лет. Николай намеревался пойти по военной части, но в последних классах школы окончательно решил связать судьбу с далекими миссиями, которые организовывала тогда Русская Церковь. Вначале его мысли были о Китае, затем он решил направиться в Японию, прочитав книгу об этой закрытой и загадочной стране. В 1860 r., когда Николай учился на четвертом курсе Санкт- Петербургской духовной академии, вышел циркуляр Святейшего Синода, предлагавший вакансию настоятеля храма при русском консульстве в гор. Хакодате. Для него это стало знамением Божиим, чтобы начать просветительскую деятельность. Окончив учебу, он принял постриг, был рукоположен в диакона, а затем в священника и отправился на Дальний Восток. Через десять месяцев путешествия по Сибири он достиг Хакодате. В этой стране нравы были далеки от христианских и формально было запрещено проповедовать Христа, что мало способствовало православному миссионерству. Св. Николай выучил японский язык и за несколько лет обратил в христианство синтоистского священника Савабе и врача Сакаю, при этом подвергая себя серьезной опасности со стороны властей. С помощью первых неофитов, медленно и не столько заботясь о количестве обращенных, сколько о глубине и твердости их веры, ему удалось создать небольшую общину из местных христиан.

Савабе, названный в святом крещении Павлом, стал предметом насмешек бывших товарищей по вероисповеданию и был заключен в тюрьму. Он избежал казни в самый последний момент благодаря отмене антимиссионерских законов. Катехизация была очень осложнена из-за фактически полного отсутствия священных текстов на японском языке. Какое-то время новые христиане пользовались китайским переложением Нового Завета. Японский перевод Священного Писания и литургических текстов осуществлялся постепенно. Но, к счастью, у общины был перед глазами святой миссионер – живой образец евангельской жизни. Молодая община наталкивалась не только на сопротивление язычества, но и на традиционный японский кодекс чести, для которого призыв возлюбить врага своего был равносилен малодушию. Только через десять лет трудов, претерпев жестокое гонение в 1873 г., Русская православная миссия получила от правительства официальный статус, а Николай стал ее архимандритом. Тогда центр Миссии был перенесен в Токио, новую столицу империи. Вскоре, благодаря горячей проповеди святого, число обратившихся достигло тысячи, открылись христианские центры в Нагасаки, Киото и Хакодате. В 1875 г. впервые в священника был рукоположен японец. Через десять лет св. Николай стал первым православным епископом Японской Церкви, в которой к тому времени насчитывалось двенадцать тысяч прихожан (1885). Несмотря на материальные трудности, в сердце Токио удалось построить великолепный собор, который назвали Николай-до – Дом Николая. Демонстрируя рвение, вызывавшее восхищение св. Иоанна Кронштадтского, святой иерарх создавал школы для обучения оглашенных и прихожан, а в 1878 г. открыл семинарию для формирования местного клира. В ней кроме богословия преподавались японский, китайский и русский языки, чтобы переводить священные тексты, необходимые для христианской жизни. Хотя св. Николай передавал молодой Церкви не только веру, но и традиции и литургический обиход Русской Церкви, он заботился о том, чтобы создать настоящую местную Церковь, используя японский язык, неотделимый от говорившего на нем японского народа. Во время Русско-японской войны (1904–1905) святой продемонстрировал любовь и здравомыслие в отношении паствы. Клир испросил у него разрешения служить молебны о заступничестве для японской армии. Св. Николай дал им такое право, но сам не участвовал в этих службах, поскольку не мог молиться о поражении своей родины. Так эта страна, пророчески названная Страной восходящего солнца, благодаря усилиям св. Николая стала лучезарной зарей Солнца Правды, нашего Господа и Спасителя Исуса Христа. Святой архиепископ почил в Господе 3 февраля 1912 г. после пятидесяти лет миссионерских трудов. В это время Японская Православная Церковь насчитывала тридцать три тысячи христиан в двухстах шестидесяти шести общинах, среди них было тридцать пять священников. Архиепископ Николай сразу начал почитаться как равноапостольный святой, его усыпальница стала местом паломничества и источником благодати для православных Японии. Прославление св. Николая было совершено в 1970 г. Московским Патриархатом и приурочено к провозглашению автономии Японской Православной Церкви.
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author