petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 15 (2) февраля

Автор: святитель Николай Сербский

1. Сретение Господне. В сороковой день по Рождестве Пресвятая Дева принесла Своего Божественного Сына в Иерусалимский храм, чтобы, согласно закону, посвятить Его Богу и Себя очистить (Лев. 12: 2–7; 5: 7). Хотя ни то, ни другое не было [Ей] нужно, однако же Законодатель никак не хотел преступить Свой закон, данный Им через Своего служителя и пророка Моисея. В то время череду в храме держал первосвященник Захария, отец святого Иоанна Предтечи. Он поставил Деву Марию в храме не на место женщины, а на место девушки. При этом вошли в храм две удивительных личности: старец Симеон и Анна пророчица, дочь Фануилова. Праведный старец взял на свои руки Мессию и сказал: Ныне отпущаеши (в серб.: Ныне отпусти...) раба Твоего, Владыко... яко видеста очи мои спасение Твое. И еще праведный Симеон сказал о Младенце: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк. 2: 34). Анна же [пророчица], с молодости служившая Богу в храме постом и молитвой, и сама узнала Мессию, и прославила Бога, возвестив жителям Иерусалима о пришествии Долгожданного. А фарисеи, присутствовавшие в храме, видевшие всё это и слышавшие, вознегодовали на Захарию за то, что тот поставил Деву Марию на место для дев, и донесли об этом царю Ироду. Уверенный в том, что это Новый Царь, о Котором сообщали ему звездочеты с Востока, Ирод тотчас послал [воинов] убить Исуса. Но тем временем Божественное Семейство уже покинуло город и, по указанию Ангела Божия, отправилось в Египет. День Сретения Господня отмечался с самого начала [христианства], но особо торжественное празднование этого дня установлено в правление императора Юстиниана в 544 году.
2. Св. новомученик Иордан [в календарь РПЦ не включён]. Родом из Трапезунда, котельщик по ремеслу. За откровенное исповедание Христовой веры и разоблачение веры Магомета пострадал от турок в 1650 году в Галате в Царыраде. Точно так же в 1672 году пострадал и монах Гавриил, канонарх Великой церкви в Царьграде.
Когда зима весну-красну встречает,
Святому старцу Симеону счастье выпадает:
Встречает он Долгожданного,
Пророками Предреченного;
Его, Источник вечных благ –
Зрит он Младенцем на руках.
Сей старец так когда-то предсказал:
– Вот жизни и моей закат настал;
Лежит Сей, чтобы многих низложить
Или возвысить – Дух велит мне возвестить!
Пророчество старца точно сбылось:
Мерой и мерилом стал нам Христос,
Выбором счастья, мира и радости,
Но и предметом распрей и зависти.
Одних поднимает, других же низводит,
И рай отверзает, и Сам в ад нисходит.
То и другое людям отверсто –
Каждый бери по влечению сердца.
В рай со Христом! – наше сердце желает,
Мира и радости жаждет и чает.
Рассуждение. Говоря о постепенном распространении празднования Рождества Христова, святой Иоанн Златоуст говорит: «Как прекрасные и благородные фруктовые деревья, когда посадят их в землю, быстро достигают большой высоты и отягощаются плодами, так и сей день». Точно так же – и день Сретения Господня. С самого начала христиане совершали воспоминание этого события, но его торжественное празднование началось с эпохи великого императора Юстиниана. В ту пору в Царьграде настал страшный мор, так что в городе и окрестностях ежедневно умирало по пять тысяч и более людей. Одновременно произошло и ужасное землетрясение в Антиохии. Видя немощь человеческих средств в устранении этих бедствий, царь по согласию с патриархом объявил по всей империи пост и молитву, а в самый день Сретения по городам и селам прошли большие крестные ходы с молебнами – дабы Господь умилостивился о Своем народе. И Господь, действительно, проявил милость, так что мор и землетрясение внезапно прекратились. Это произошло в 544 году. По этому поводу и с той поры Сретение стало отмечаться как великий Господский праздник. Древо со временем разрослось и начало приносить обильные плоды. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как здоровье, а именно: 1) как здоровье нашего ума, ибо Им мы здраво мыслим; 2) как здоровье нашего сердца, ибо Им мы здраво чувствуем; 3) как здоровье нашей воли, ибо Им мы здраво поступаем; 4) как здоровье семьи, Церкви, школы, народа и [вообще] всякого учреждения. Проповедь о руководстве Духа Божия. Исус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4: 1). Видите, братья, что значит быть исполненным Духом Божиим, Святым. Без Духа Божия человек наполнен заботами, что ему делать и куда держать путь. А с Духом Божиим человек освобожден от этих хлопот. Ведь тогда Сам Дух наставляет человека, куда ему идти и как поступать, и человек становится непогрешимым в своих поступках и действиях, потому что ведет его и руководствует непогрешимый Дух. Не способен человек ни прямо шествовать, ни право поступать, если не назидается всемогущим и всевидящим Духом Божиим. Кто не руководствуется Духом Божиим, Святым, тот ведом либо собственным своим духом, либо духом злым, демоническим, вследствие чего бывает немощным, озлобленным, опечаленным, гневливым и склонным к отчаянию. Не можем мы вместить [в серб, букв.: подъять. – Ред.] Духа Божия во всей полноте, как Христос Господь, но способны принять Его столько, сколько нам нужно, дабы знать, куда нам идти, что делать и как поступать. По мере чистоты сердца Дух вселяется в сердце и из сердца управляет человеком. Поэтому Церковь так часто повторяет молитву Духу Святому: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... прииди и вселися в ны. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author