petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 13 февраля (31 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Святые Кир и Иоанн, бессребреники и чудотворцы. Эти милосердные и дивные святые не были братьями по крови, но носили в себе братство по духу. Кир, будучи врачом, поначалу жил в Александрии и лечил людей как силой Христовой, так и обычными снадобьями. Удостоверившись, что болезни посещают людей, по большей части, из-за грехов, он всегда увещевал больных покаянием и молитвой очистить душу от грехов, чтобы тем самым вернуть здоровье и телу. Когда император Диоклетиан начал преследовать христиан, Кир удалился в Аравию, где принял иноческий постриг. Но как был он знаменит в Александрии, так снискал известность и в Аравии, так что и там люди приходили к нему за помощью. Услышав о Кире, Иоанн, бывший тогда римским офицером в Едессе, пришел в Аравию, чтобы его увидеть. Увидев друг друга, они взаимно прониклись братской любовью и стали подвизаться вместе. В это время в городе Каноп мучители истязали некую христианку Афанасию с тремя ее дочерьми. Услышав об этом, Кир и Иоанн пришли в Каноп, чтобы поддержать мать и дочерей, дабы не отпали они от веры. И действительно, благодаря увещаниям этих святых, Афанасия претерпела все мучения и вместе с дочерьми приняла смерть за Христа. Дочерей Афанасии звали: Феоктиста (ей было 15 лет), Феодотия (13 лет) и Евдоксия (11 лет). После этого мучители схватили Кира и Иоанна, подвергли их пыткам, заключили в темницу и, наконец, в 311 году усекли мечом. Святые Кир и Иоанн совершили бесчисленные чудеса и в течение жизни, и по смерти. В правление императора Аркадия их мощи были перенесены в Рим. Их призывают на помощь особенно при бессоннице, при освящении воды и при елеосвящении. 2. Св. мученица Трифена. Добровольно и мужественно перенесла многие мучения за Христа. И потому как не захотела она отречься от веры, то на нее был выпущен бешеный вол, который пронзил ее рогами и умертвил. Произошло это в I веке. Ее призывают в помощь матери, не способные кормить грудью своих детей. 3. Прп. Никита Киево-Печерский. Будучи монахом, он, не послушав своего игумена, удалился из монастыря и затворился в келью. За непослушание Бог попустил ему великое искушение. Однажды, когда Никита стоял на молитве, явился ему бес в виде светлого Ангела и сказал: «Не молись больше, а читай книги. А молиться за тебя буду я!» Послушавшись его, Никита оставил молитву и [весь] ушел в чтение книг. Причем читал он только Ветхий Завет, а Новый Завет никак не мог даже открыть, потому что не позволяла ему того сила диавольская. С помощью беса он и прорицал, и причем только преступления, похищения, поджоги и прочие злые дела, которые известны бесам: ведь они и сами в них участвуют. В конце концов, святые Печерские отцы убедились, что Никита впал в бесовскую прелесть. Начали они молиться о нем Богу. Никита пришел в себя, увидел бездну погибели, в которой находился, горько раскаялся в непослушании и гордости и направился по пути истины. После долгого покаяния и многих слез Бог простил ему грех и наделил его даром чудотворения. Упокоился святой Никита в 1108 году.
Молится Никита Богу:
Мол, желаю одного –
Удостой хоть ненамного
Лицезренья Своего!
Грех палит тебя, Никита,
Ишь чего у Бога просишь!
Будь достоин – и увидишь
В вечности Всевечного.
Тленным оком невозможно
Лицезреть Его, бессмертного;
Даже горний мір страшится
На Всемощного воззреть.
Жизнь сия дана нам Богом,
Чтоб готовиться к иной,
Лишь по смерти удостоимся
Вечный свет зреть в вышине.
Но Никита просит много:
«Удостой меня, Творец!
Зреть Тебя, благого Бога,
Промыслителя сердец».
Тут предстал ему диавол,
«Поклонись-ка мне!» – сказал.
И Никита на колени,
Тотчас перед ним упал.
Он-то думал: это Ангел, –
Так блистал тот ложным светом;
Келья словно озарилась,
И Никита верил в это.
Не гневи же, братец, Бога,
Век сей – время искушенья,
В этом веке – только вера,
И лишь в будущем – виденье.
Здесь борьба, а там венец,
Здесь мученье, там отрада,
Не ропщи же: под конец
Будет каждому награда.
Рассуждение. Хотя святые Отцы хвалили монашество как чин ангельский и хотя многие из величайших святых прожили свой век и достигли совершенства в глухой и безжизненной пустыне, однако Православная Церковь не рекомендует монашество всем верующим. «И в пустыне не все спаслись, и в міру не все погибли», – сказал некто из святых. Одному горожанину, который, не имея склонности к иночеству, хотел поступить в монастырь, святой Нифонт ответил: «Чадо, не место спасает или губит человека, а дела [спасают его или губят]. Нет никакой пользы ни от святого места, ни от святого чина тому, кто не исполняет заповеди Господни. Саул жил среди царской роскоши – и погиб; Давид в той же самой роскоши стяжал венец. Лот жил среди беззаконных содомлян – и спасся, Иуда пребывал среди Апостолов – и отправился в ад. Кто говорит, что невозможно спастись с женой и детьми, ошибается. Авраам имел жену, и детей, и 318 рабов и рабынь, и множество золота и серебра – и, однако же, был наречен другом Божиим. О сколько спаслось служителей Церкви и любителей пустыни! Сколько вельмож и воинов! Сколько ремесленников и хлебопашцев!.. Будь благочестивым и человеколюбивым – и спасешься». Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса как Хозяина в доме Своем, а именно: 1) как шествует Он по этому свету яко Имеющий власть повелевать природой и изгонять бесов; 2) как заботливо хлопочет Он о каждом человеке, с которым встретится, – как Хозяин дома о Своей челяди;
3) что ведет Он Себя в храме – как Хозяин в доме, очищая храм от торговцев. Проповедь против половинчатости в исполнении закона Божия и о необходимости исполнять весь этот закон. Сие надлежало делать и того не оставлять (Лк. 11: 42). Здесь подразумеваются закон и милость. В душе фарисеев и сектантов то и другое [вместе] не умещаются, то есть не могут они и исполнять предписания закона, и оказывать [людям] милость, но, препираясь о том, что из этого важнее, одно оставляют, а другое соблюдают [и делают]. Фарисеи формально [со всей] строго[стью] держались постановлений закона, но совсем оставили милость и человеколюбие. Сектанты же льстят себе тем, что [якобы] блюдут правду Божию, но [при этом] всецело отвергают правила Церкви. Православие являет собой полноту веры. Оно заповедует и это делать, и того не оставлять. Оно внимательно ко внешним предписаниям веры, как человек, что идет между [изящных] ваз, стараясь их не разбить. Но оно еще более рачительно к Божией правде и милости, – [подобно тому] как человек, шествующий среди глиняных сосудов, ценит и хранит их не из-за глины, из которой они сделаны, а из-за дорогого их содержания. Порожние же сосуды, никогда не наполняемые никаким питьем, не имеют ценности, как и пустые фарисейские формы закона. А питье, проливаемое на ветер, расплескивается и пропадает, потому что не наливается в предназначенную для него посуду. Итак, в Православии нет односторонности, как не было ее и в Господе Исусе. Господь говорит Иоанну Крестителю, дышащему Божией правдой и милостью, что подобает исполнить закон, а фарисеев, пустых буквоедов, вовсе забывших о Божией правде и милости, увещевает: Милости хочу, а не жертвы! Очевидно, что то, что́ надлежит делать, важнее того, что́ не следует оставлять. Но это отнюдь не значит, что менее важное не нужно. В людском организме есть много как чрезвычайно важных, так и менее значимых органов, но человеческое тело составляют все они вкупе. О Господи, объемлющий всех и вся, не дай нам быть односторонними, но помоги исполнить всю Твою волю. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author