petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Марка, 53 зачало (Мк., 12, 1‒12)

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

Текст Евангелия: Нача́тъ и́мъ въ при́тчахъ глаго́лати, виногра́дъ насади́ человѣ́къ, и огради́ опло́томъ, и ископа́ точи́ло, и созда́ сто́лпъ, и преда́стъ его́ тяжа́телемъ, и оти́де. И посла́ къ тяжа́телемъ во́ время, раба́, да от­ тяжа́тель прiи́метъ от­ плода́ виногра́да. они́ же е́мше его́, би́ша, и посла́ша то́щь. И па́кы посла́ къ ни́мъ другiи ра́бъ, и того́ ка́менiемъ би́в­ше, проби́ша главу́ ему́, и посла́ша бесче́стенъ. И па́кы ино́го посла́, и того́ уби́ша, и мно́гы и́ны, о́вы у́бо бiю́ще, о́вы же убива́юще. Еще́ у́бо еди́наго сы́на имѣ́ воз­лю́блен­наго сво­его́, посла́ и того́ къ ни́мъ послѣди́ глаго́ля. я́ко усрамя́т­ся сы́на мо­его́. О́ни же тяжа́теле рѣ́ша къ себѣ́, я́ко се́й е́сть наслѣ́дникъ, прiидѣ́те убiе́мъ его́, и на́­ше бу́детъ наслѣ́д­ст­вiе. И е́мше его́ уби́ша, и изверго́ша во́нъ изъ виногра́да. Что́ у́бо сотвори́тъ госпо́дь виногра́да? Прiи́детъ и погуби́тъ тяжа́теля, и да́стъ виногра́дъ инѣ́мъ. Виноградник означает иудейский народ, который насадил Господь: И соверши его, егоже (то, что) насади(ла) десница Твоя (Пс. 79,16) и Моисей говорит: Введъ насади я в гору святую Твою (ведя насади их на гору наследства Твоего; Исх. 15, 17). Под опло́томъ (оградою) разумеется Закон, не допускавший иудеев смешиваться с другими народами. Сто́лпъ (башня) есть храм, который был великолепен. Точилом [в прямом смысле точило – резервуар, высекавшийся обычно в скале, в котором топтанием ногами из винограда выжимался сок] означается жертвенник, на котором проливалась (жертвенная) кровь. Бог отдал народ Свой людемъ дѣ́лателемъ (виноградарям), то есть учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии, например Михея, которого бил лжепророк Седекия (3 Цар. 22, 24); послал другого, которому камнями пробили голову и таким образом нанесли полное поругание, – можно относить это ко временам Осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, например, о Данииле и Иезекииле. Наконец, Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия), говоря: усрамя́т­ся (постыдятся) Сына Моего. Сказал же это, не зная, что они сделают с Сыном Его, но, выражая то, чему (по намерению Его) надлежало быть и что было возможно. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника, вывели Его вон из виноградника, то есть из Иерусалима, и умертвили. Христос действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть апостолам. Хочешь ли знать, как апостолы возделали этот виноградник? Прочитай книгу Деяний Апостольских, и ты увидишь, как три тысячи (см. Деян. 2, 41) и пять тысяч душ вдруг (Деян. 4, 4) уверовали и стали приносить Богу плод. Ни писа́нiя ли сего́ чли́ есте́? ка́мень, его́ же не въ ряду́ сотвори́ша зи́ждущеи, се́й бы́сть въ главу́ ю́глу, о́т­ Господа бы́сть си́, и е́сть ди́вна во о́чiю на́шею? И иска́ху Его́ я́ти, и убоя́шася наро́да. Разумѣ́ша бо, я́ко къ ни́мъ при́тчу рече́. и оста́вльше Его́ от­идо́ша. Чрез все это Господь показывает, что иудеи отвержены, а язычники приняты. Камень есть Сам Господь, а зи́ждущеи (строители) суть учители народа. Таким образом, Кого пренебрегли эти учители, Тот и сыи во главу углу (сделался главою угла), соделавшись Главою Церкви; ибо угол означает Церковь, которая совокупляет и соединяет всех – иудеев и язычников, подобно как и угол соединяет две стены, сводя их в себе вместе. Этот угол, то есть Церковь, о́т­ Господа бы́сть, и е́сть ди́вна во о́чiю нас, верных, тогда как для неверных и самые чудеса кажутся ложью. Итак, Церковь дивна, потому что она основана на чудесах Господу поспѣ́шествующу (при Господнем содействии) апостолам и слово утверждающу, послѣ́дствующими знаменми (и подкреплении слова последующими знамениями; Мк. 16, 20).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author