petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Посланиe апостола Иакова (за четверг): Иак., 56 зач., 4, 7 ‒ 5, 9

Авторы: Архиепископ Аверкий (Таушев); Блаженный Феофилакт Болгарский
Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится вам; очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии; постраждите и слезите и плачитеся; смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование; смиритеся пред Господем, и вознесет вы. Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить однообразно, но постоянно водятся и увлекаются насилием людей, и не живут в доме Господнем единомысленно, ибо Бог вселяет единомысленныя в дом (Пс. 67, 7). А что и жизнь называется душою, это видно из слов пророка: кожу за кожу, и вся, елика имать человек, даст за душу свою, то есть за жизнь (Иов. 2, 4). Не оклеветайте друг друга, братие; оклеветаяй бо брата или осуждаяй брата своего, оклеветает закон и осуждает закон; аще же закон осуждавши, неси творец, закона, но судия. Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящим предложением уцеломудрить их. Осуждает закон значит презирает, ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во-первых, тот, который повелевает: не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). Во-вторых, тот, который высказан в псалме: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). А так как это происходит от презрения, прибавляет, что если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Против злословия и самонадеянности 4, 12–17 Без особой связи речи апостол дает дальше наставление не злословить друг друга и не осуждать, ибо суд принадлежит Единому Богу.

Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять, ибо это не отпустится тебе, потому что один только Законодатель Бог, могущий спасти и погубити преступников Своего закона, ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия и сам навлекаешь на себя приговор осуждения, ибо делая то же самое, что осуждаемый тобой, ты насколько его осуждаешь, настолько осуждаешь и самого себя. Учит также не тщеславиться, ибо тщеславие ведет к гордости. Ты же кто еси осуждаяй друга? – говорит уничижительно. Когда ты сам таков, то как смеешь судить подобострастного? Обличение жестокосердных богачей: Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (5, 1–6). Призывая христиан покориться Богу и противостоять внушениям диавола, aпостол обличает жестокосердных богачей, угрожая им карой Божией, которая превратит в ничто все, что они приобрели неправедным путем. Наставление о долготерпении и злостраданиях 5, 7–9 Вместе с тем он увещевает страждущих от притеснений и, само собой разумеется, всех вообще христиан, терпеливо переносить страдания и все жизненные невзгоды. Пределом периода земных испытаний указывается пришествие Господне. Увещание к терпению подкрепляется указанием на земледельца: как он терпеливо ждет плодов от того, что он посеял, так и христианин должен терпеливо ожидать награду за свои труды веры, когда явится Христос во славе Своей и воздаст каждому по делам его. Такую награду ожидал ап. Павел, который писал: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; — и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7–8). Пришествие Христово приближается. — Апостолы часто говорят о близости Bторого пришествия Христова. Оно действительно близко по внутренней нравственной связи Bторого пришествия с первым, ибо с момента пришествия Христа на землю наступила последняя эпоха мира, как называли эту эпоху еще ветхозаветные пророки (напр., см.: Исаия 2, 1–4; 4, 2). Второе пришествие Христово и потому близко, что мы не знаем ни дня ни часа его и должны быть всегда готовы его встретить. Фактически со смертью наступает «конец мира» для человека, подводится итог его жизни, и он уже ничего не может изменить в своем прошлом.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author