petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 11 февраля (29 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Священномученик Игнатий. Главное празднество в честь святого Игнатия бывает зимой, 20 декабря. А 29 января Церковь славит перенесение его мощей из Рима, где он мученически пострадал, в Антиохию, где он прежде был архиереем. Когда святой Игнатий был вызван в Рим – отвечать перед императором Траяном за свою веру, на долгом пути туда его сопровождали несколько граждан из Антиохии, подвигнутые к сему горячей любовью к своему дивному архипастырю. Божий святитель, никоим образом не пожелав отречься от веры Христовой и презрев все льстивые уговоры и посулы царя Траяна, был приговорен к смерти и брошен в большом цирке на съедение зверям. Звери растерзали его, и он предал свою душу Богу. Тогда его спутники собрали его обнаженные кости, перенесли их в Антиохию и с честью погребли. Но когда в VII веке персы заняли Антиохию, мощи святого Игнатия были вновь перенесены из Антиохии в Рим.
2. Свв. мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Юлиан и Паригорий. Все они пострадали за Господа Иисуса Христа в Самосатах в правление императора Максимиана в 297 году. Филофей и Иперихий были вельможами, а прочие – юношами знаменитого рода. Язычники предали их жесточайшей смерти, прибив гвоздями головы [каждого из] них [ко кресту]. Благочестно пострадав, вошли они в вечную радость. 3. Прп. Лаврентий Киево-Печерский. Добровольно избрал жизнь затворника, подражая прежде жившим преподобным отцам Исаакию и Никите, тщательно оберегая себя от бесовской прелести, которой в начале поддались те два подвижника. Великим воздержанием, молитвой и богомыслием достиг он высокой ступени совершенства. От устрашенного демона узнал, что в Печерском монастыре из 118 монахов есть 30 таких, которым от Бога дана власть над злыми духами. Преставился ко Господу в 1194 году.
Горькая Христова смерть жало смерти притупила,
И безумный смертный страх в смертных людях угасила.
Поспешили за Христом сонмы мучеников смелых,
Смерти глянули в лицо, не боясь мучений велиих.
И с весельем прямо к ней многие стремились дружно,
Ибо Ангелы с небес ободряли эти души.
Игнатий святой в Рим свой путь направил,
Бога Всеживого он молитвой славил,
И как чадо просит своего родителя,
Так молил он Господа Бога и Спасителя:
«Я – пшеница, пусть меня зубы зверя перемелют!
В этом міре странник я, но спешу к высокой цели!»
Дал ему Господь сполна по молитве теплой –
Перемолотый святой взошел к жизни светлой.
Жив, и цел, и невредим за трапезой неба:
Хлеб, смягченный мукою, – для Христова хлеба.
Сей святой Игнатий, Богоносец смелый,
Поощряет мучеников на благое дело.
Два мученья в міре сем – как и быть должно:
Иль за правду, иль за грех – третьего не дано.
Мука за грехи – скорбь без упования,
А за правду мука – сладость без рыдания.
Свет рисует радугу в облаках летучих,
Проступает радость сквозь печаль и тучи.
На духовном небе образ Бога зрится,
Потому и светлы мучеников лица.
Рассуждение. Чем больше человек преуспевает в духовном ведении и очищении сердца, тем более глубокой кажется ему пропасть, в которой он находится, и тем недостижимей представляется ему высота, к которой он стремится. Когда один из гигантов духа лежал на смертном одре и услышал, что друзья хвалят его за его великие подвиги, то заплакал и сказал: «Чада, я не положил даже начала духовной жизни». Когда святой Игнатий Богоносец пребывал в оковах в темнице, то писал ефесянам: «Не повелеваю вам, как будто я что-то значу. Хотя я и в узах за имя Иисуса Христа, однако я еще не усовершен в Нем. Теперь начинаю я быть учеником и говорю с вами как с собором моих наставников». Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса в простоте поведения, а именно: 1) как просто обращается Он и с рыбаками, и с книжниками, и князьями; 2) как откликается Он на просьбы всех и входит в дом каждого, кто Его зовет; 3) как из этой простоты Его поведения ясно сияет Его царственное величие. Проповедь о совершенстве через исполнение воли Божией [Христос научает молитве. Нагорная проповедь (откос арки); XIV в.; Сербия, Косово, монастырь Высокие Дечаны, неф (откос арки)]. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4: 34). Вот спасительный пример, который подает нам наш Спаситель! Он, обладавший толикой силой, и властью, и премудростью, утверждает, что пришел в мір творить не Свою волю, а волю Своего Отца, и совершить не Свое дело, а Его. А мы, немощные, как паутина, непрестанно выпячиваем свою волю и какое-нибудь собственное дело! Хотя Сын и равен Отцу, как и свидетельствует Он в другом месте: Я и Отец – одно, все-таки Господь Иисус говорит, что пришел Он в этот мір исполнить волю Отчую и совершить дело Отца Своего. Утверждает же Он это не для того, чтобы показать незначительность Своего существа перед существом Отчим, ибо существо [у Них] одно, а дабы явить величие Своей любви к Отцу и поощрить нас к тому, чтобы, пламенея любовью к Богу, мы во всей полноте приняли [и впитали в себя] Его волю. Все наши беды в міре сем происходят оттого, что не исполняем мы волю Пославшего нас в мір. А не исполняем мы ее потому, что не имеем любви к Нему. Ибо если кто кого-то любит, то поступает по его воле. Сам Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Чем бы Господь Иисус мог явить Свою любовь к Отцу, если не творением воли Отчей? И чем мы можем проявить нашу любовь ко Господу Исусу, распятому за нас на Кресте, если не исполнением Его воли? О братья мои, наша воля обманчива, как тень; да не следуем же ей, чтобы не погибнуть. Но да последуем воле человеколюбивого Господа, Который единственный знает, что́ для нас наиболее полезно [в серб, букв.: лучше всего]. О Господи смиренный и человеколюбивый, научи нас творить Твою волю. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author