petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 10 февраля (28 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Ефрем Сирин. Родился в Сирии в бедной семье в эпоху правления императора Константина Великого. Свою раннюю юность провел довольно бурно, но однажды в его душе наступил перелом, и он начал весь пламенеть любовью ко Господу Исусу. Был учеником святого Иакова Низибийского (память 13 января). От преизбытка Божией благодати с его языка мудрость истекала, как медовый поток, а из его очей постоянно источались слезы. Трудолюбивый, как пчела, преподобный Ефрем неустанно либо писал книги, либо устно поучал иноков в монастыре и народ в городе Едесса, либо сам предавался молитве и размышлению. Многочисленны его сочинения, прекрасны его молитвы. Самая известная из них – читаемая Великим Постом: «Господи и Владыко живота моего...». Когда хотели насильно поставить его епископом, он притворился безумным и начал бегать по Едессе, влача за собой свою тунику. Увидев это, люди оставили его в покое. Был он современником и другом святителя Василия Великого. Преподобный Ефрем – это, главным образом, Апостол покаяния. Его труды и по сей день умягчают многие застывшие во грехе сердца́, возвращая их ко Христу. Упокоился он в глубокой старости в 378 году.
2. Прп. Исаак Сирин. Родился в Ниневии, в молодости подвизался в обители Мар-Матфейской близ родного города. Когда люди узнали о святости его жизни и многих чудесах, он был избран епископом Ниневийским и наперекор себе принял этот сан. Однако всего спустя пять месяцев оставил кафедру и тайком удалился в монастырь Раббан-Шабур. Составил много трудов, из которых до нас дошло около 100 бесед о духовной жизни и подвижничестве, написанных, в основном, по собственным переживаниям. Несравним как психолог и наставник в духовном жительстве. Даже такие святые, каким был преподобный Симеон Дивногорец, просили у него совета. Упокоился в глубокой старости в конце VII столетия. 3. Прп. Палладий, пустынник Сирийский. Великий подвижник и чудотворец. Однажды утром перед его кельей нашли труп какого-то богача, убитого и ограбленного разбойниками. Когда Палладия повлекли в суд, он, чтобы избавиться от беды, помолился Богу и молитвой воскресил мертвеца. Упокоился в IV веке. 4. Прп. Ефрем Киево-Печерский. Преставился в 1096 году. Установил празднество перенесения мощей святителя Николая [из Мир Ликийских] в Бари (9 мая).
У Ефрема сердце тает
От любови ко Христу,
Мудрость глас его вещает,
Евангельскую чистоту.
Ефрем – пчела медоточная,
Ефрем – дождь плодоносный,
Покаяньем Ефрем дышит,
Покаянный плач являет.
«Кайтесь, люди! – Ефрем пишет,
Бог смиренных прославляет!»
Дивный светоч и учитель
Жизнью всей своей и книгами,
Для скорбящих утешитель,
Бич свистящий для греха.
Ко всем прочим – елей милости,
А к себе – так меч суровости.
Ефремом Церковь дивно хвалится,
Братом Ангелов он нарицается,
Подобает ему эта честь,
Яко богослову умиленья –
В немже льсти и несть!
Славит Церковь своего Сирина,
Божьего прославившего Сына.
Ефрем – пчела медоточная,
Ефрем – дождь плодоносный,
Молитвенник денно-нощный,
Ефрем – монах многомощный!
К себе – меч строгости,
К другим же – мед милости!
Славит Церковь своего Сирина,
Божьего прославившего Сына.
Рассуждение. Отсутствие зависти у святых – в равной степени поразительно и дивно. Святые не только не позволяли зависти пленить их сердца, но и всеми силами старались ближних своих возвысить, а себя умалить. Когда однажды преподобный Иларион Палестинский посетил в Египте преподобного Антония, последний воскликнул: «Добро пожаловать, денница, звезда утренняя!», – на что преподобный Иларион ответил: «Да здравствуешь и ты, светлый столп, удерживающий вселенную!» Когда преподобного Макария хвалили как монаха, святой ответил: «Простите, братья, я не монах, но я видел монахов!» Когда некоторые говорили преподобному Сисою, что в совершенстве сравнялся он с преподобным Антонием, святой воскликнул: «Если бы была у меня хоть одна мысль Антониева, я весь бы пламенел, как огонь!» Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Служителя, а именно: 1) как сошел Он добровольно в среду людей, чтобы послужить всем, 2) как не отказал Он никому в доброй услуге, которую от Него ожидали; 3) как и сегодня незримо и молчаливо неизменно служит Он всему міру. Проповедь о Человеке, Которого никто не знает. Кто же Ты? Исус сказал им: от начала Сущий [в церк.-слав. и серб.: Начаток] (Ин. 8: 25). Господь Исус – Начаток создания, Начаток воссоздания, Начаток спасения, Начаток воскресения и бессмертной славы. Где бы в міре ни хотели искоренить какое-то зло, Он – Начаток. Без Него это невозможно. Где бы в міре ни пытались насадить какое-то добро, Он – Начаток. Без Него [и это] не увенчается успехом. Если хотят удалить несогласие и злобу из семьи, из села, из города, из всего міра – без него ничего не выйдет. Начинать надо с Ним. Если желают внести добрую волю и мир, любовь и согласие в семью, в село, в город, в народ, во весь мір – без Него удачи не будет. Он – Начаток. Почему без Христа нельзя ни искоренить зло, ни насадить добро? Потому что любое зло – от греха, а только Он может прощать грехи. Если Он [и только Он] отпустит прегрешение, то грех [будет] исторгнут в самом корне. А никакое добро невозможно без Него насадить, потому что в Нем – вся сокровищница благ, всё семя добродетели. Только Он – Сеятель добра на ниве міра сего. Апостол Павел, понимавший всё это лучше нас, говорит: Все могу в укрепляющем меня Исусе Христе (Флп. 4: 13), а без Исуса Христа кто способен приступить к уврачеванию себя и других от зла и кто силен сеять добро и в себе [самом], и в других? Никто, поистине никто. Посему, братья, если решились мы искоренять зло в себе и в других и взамен всюду насаждать добро, то начнем с Начатка, то есть с Победителя зла и Сеятеля добра – с Господа Исуса Христа. О Господи Исусе Христе, будь нам Начатком во всякой брани со злом и во всяком благом деле. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author