petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 9 февраля (27 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Иоанн Златоуст, золотая труба Православия. Память этого светила Церкви чествуется 13 ноября и 30 января. А в сей день празднуется перенесение его честных мощей из армянского села Команы, где сей изгнанник умер, в Царьград, где он ранее – как патриарх – управлял Церковью. Когда исполнилось 30 лет со дня его преставления, патриарх Прокл выступил с речью в память своего духовного отца и наставника и своим словом настолько воспламенил любовь народа и царя Феодосия Младшего к великому святителю, что все захотели, чтобы мощи святого Златоуста были перенесены в Царьград. Повествуют, что ковчег с мощами никак не удавалось сдвинуть с места, пока царь не написал письмо святому Златоусту, умоляя его о прощении (ибо в изгнании святителя была виновна Евдоксия, мать Феодосия) и призывая прийти в Царьград, на прежнее место своего пребывания. Когда это покаянное письмо было положено на ковчег, он стал чрезвычайно легким. При перенесении мощей многие больные, прикасавшиеся к ковчегу, становились здоровыми. Когда мощи прибыли в столицу, царь, приблизившись к ним, снова молил святителя о прощении от имени своей матери – так, как если бы она сама от себя говорила: «В жизни сей временной причинила я тебе досаду и зло; а теперь, когда обитаешь ты в жизни бессмертной, будь полезен для души моей. Слава моя минула, и ничто мне не помогает. Помоги мне ты, отче, в славе твоей; помоги мне, прежде чем буду осуждена я на Суде Христовом!»
Когда рака с мощами святителя была внесена в церковь Святых Апостолов и поставлена на патриаршеский престол, тогда всё множество народа услышало из его уст слова: «Мир всем!» Перенесение мощей святого Златоуста совершилось в 438 году.
2. Прп. Тит Печерский. Сначала был воином, но, получив в одном из сражений ранение в голову, оставил мір и удалился в Киево-Печерский монастырь, где исцелел и принял монашество. Проводил время в непрестанном оплакивании своих прежних грехов. Перед смертью был каким-то небесным явлением извещен о том, что все грехи ему прощены. Его мощи почивают в пещерах преподобного Феодосия.
Святой Иоанн, труба златая, громогласная,
Господню милость возвещал ты людям ясно,
Благую милость, что и грешных озаряет,
Милость предивную, что через Солнце нам сияет,
Что лунным светом освещает землю темную
И заполняет всю вселенную огромную.
Подобной среди звезд не обретается –
С Голгофы страшной она тихо простирается.
Где распят Бог – там міру грех его прощается,
Отходит ужас – слава возвещается.
Воспели милость эту ангельские лики,
Тварь дольняя в себя ее вобрала блики.
Сонмы святых ее усердно прославляют,
Толпу недужных она мигом исцеляет.
Радость простым – безумье умникам глумливым,
Отповедь гордым, наказание кичливым.
Божия милость для всей твари – есть отрада,
Всех освежит ее духовная услада.
Грех истребляется и вся нечистота,
Земля не знала эту милость до Христа.
Сияньем вечным в мір Христос ее принес,
Нам во спасенье и в отгнание от слез.
Святой Иоанн, учитель Божьей милости,
Моли Христа избавить нас греховной гнилости.
Рассуждение. Великое дело – пост, но любовь еще больше. Если постом прогоняются бесы, укрощаются страсти, умиротворяется тело, упорядочивается дух, то любовью Бог вселяется в человека. Сам Господь подчеркнул необходимость поста, но любовь выделил как главную заповедь. В первой половине прошлого столетия Охридом правил Джеладдин-бей, отложившийся от султана самостоятельный властитель, а Церковью в то время управлял митрополит Каллиник. Джеладдин-бей и Каллиник, хотя и исповедовали разные веры, однако были хорошими друзьями и часто друг друга посещали. Однажды Джеладдин-бей приговорил 25 христиан к повешению. Казнь должна была бы состояться в Великую Пятницу. Митрополит в крайней тревоге от происходящего пришел к Джеладдин-бею и начал просить его о смягчении наказания. Пока они беседовали, подошло время обеда, и бей пригласил митрополита на трапезу. На обед была приготовлена ягнятина. Митрополит извинился, что из-за поста он не может остаться обедать и приготовился к выходу. Бей опечалился и сказал митрополиту: «Выбирай: или ты будешь со мной обедать и избавишь 25 человек от виселицы, или не сядешь за трапезу и обречешь их на виселицу». Митрополит перекрестился и сел за трапезу, а Джеладдин помиловал осужденных. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Первосвященника: 1) приносящего Богу в жертву всё время Своей жизни на земле; 2) приносящего Богу в жертву каждое Свое слово, каждое чувство, каждую мысль, каждое дело и каждую слезу; 3) приносящего, наконец, Богу за людей всецело Самого Себя как человека. Проповедь о недоумении маловерных. Кто это, что и ветры и море повинуются Ему? (Мф. 8: 27). Таким вопросом задавались Апостолы, еще не зная Господа Иисуса, а лишь видя, как укрощает Он бушующее море и ветры. Кто это, что и ветры и море повинуются Ему? Это Тот, Кто и сотворил ветры и море. Что удивительного тогда в том, что Его слушают собственные Его создания? Не является ли топор послушным орудием в тех руках, которые его сделали? Господь всё сотворил словом, поэтому всё и повинуется Его слову. Кто это, братья? Это Тот, Кто и до того воздвизал ветры и успокаивал их, Кто возмущал море и обуздывал его. Это Тот же Самый, Кто делает сие и поныне. Как Человек встал Он перед людьми и запретил разыгравшемуся ветру и разнузданному морю – чтобы истребить бытующее среди людей заблуждение о том, что ветры и моря якобы движутся и умиротворяются либо слепым случаем, либо некой злой силой, и чтобы навсегда открыть истину, что умная и добрая сила Создателя управляет и повелевает стихиями по Его Промыслу. Кто это? – спрашивали Апостолы. Это безгрешный Сын Божий, о Апостолы святые, Чьим именем наполните вы весь мір и за Чье имя будете мучимы и закаляемы, как агнцы волками. Кто такие волки? Те, кто думает, что ветер движется сам по себе, и море само по себе вскипает и утихомиривается, – либо само по себе, либо повинуясь диаволу. О святые Апостолы, задавшие вопрос, и получившие истинный ответ, и эту истину возвестившие всему міру, молитесь за нас, дабы и мы просветились сей истиной. О Господи всемудрый и всесильный, усмири ветры греха и умиротвори бурю наших страстей, скверных и непотребных. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author