petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Евангелие благовестное с толкованием от Марка, 50 зачало

Автор: блаженный Феофилакт Болгарский

И вни́де во Иеросали́мъ Ису́съ, и въ це́рковь, и согля́давъ вся́. по́здѣ
у́же су́щу часу́, и изы́де въ Виѳа́нiю, со обѣ́ма ­на́­де­ся­те. И нау́трiя изше́дшемъ и́мъ от­ Виѳа́нiи, взалка́. и ви́дѣвъ смоко́вницу издале́че иму́щу ли́­ст­вiе, прiи́де, а́ще у́бо что́ обря́щетъ на не́й. и при­­ше́дъ къ не́й, ничесо́же обрѣ́те, то́кмо ли́­ст­вiе, не у́ бо бѣ́ вре́мя смо́квамъ. И от­вѣща́въ Ису́съ, рече́ е́й, да нектому́ от­ тебе́ во́вѣки никто́же плода́ снѣ́сть. И слы́шаху ученици́ Его́. Исус вошел в храм и скоро опять вышел из него, показывая чрез это, что Он уже оставляет его на запустение и расхищение. Он уходит в Вифанию, что значит дом послушания, ибо, оставляя непокорных и жестокосердных, идет теперь с учениками к послушным Ему. Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Исус творил чудеса, но только на благодеяние людям. Но ученики еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было поистине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать. А смоковница эта была вместе и образом синагоги иудейской, которая имела только листья, то есть Закон, доставлявший одну тень, а плода они вовсе не имели. Но Исус взалкал их спасения. Он говорит: Мое брашно (пища) есть, да творю волю Отца Моего (см. Ин. 4: 34), а эта воля Божия состоит в том, чтобы обращать согрешающих. Поскольку же синагога не имела плода, то она проклята и иссохла, не имея (более у себя) ни пророков, ни учителей. И прiидо́ша па́ки во Иеросали́мъ. И в­ше́дъ Ису́съ въ це́рковь, нача́тъ изгони́ти продаю́щыя и купу́ющыя въ це́ркви. и трапе́зы торжнико́мъ, и сѣда́лища продаю́щихъ го́луби, испрове́рже, и не дая́ше да кто́ ми́мо несе́тъ сосу́дъ сквоз­ѣ́ це́рковь. И уча́­ше глаго́ля и́мъ, нѣ́стьли пи́сано, я́ко хра́мъ Мо́й хра́мъ моли́твѣ нарече́т­ся всѣ́мъ язы́комъ? вы́ же сотвори́сте его́ верте́пъ разбо́йникомъ. И слы́шаша кни́жници и архiере́е, и иска́ху, ка́ко Его́ погубя́тъ, боя́хубося Его́, я́ко ве́сь наро́дъ дивля́шеся о уче́нiи Его́. Об изгнании Исусом меновщиков повествует и Иоанн но он говорит об этом в начале Евангелия напротив, сей (Марк) – к концу. Поэтому надобно думать, что это (последнее) изгнание было второе, что и служит к большему осуждению иудеев, так как они не обратились, несмотря на то, что Господь неоднократно так поступал с ними. Храм называет Он пещерой (вертепом) разбойнической по причине корыстолюбия меновщиков. Ибо разбойнический род предан грабительству. А как и продавцы в храме торговали жертвенными животными ради корысти, то и названы разбойниками. «Меновщики» занимались разменом денег. Обличителем их Господь представляет и пророка Исаию, который говорит: Дом Мо́й дом моли́твѣ нарече́т­ся (Ис. 56, 7). Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. Есть и такие, которые, устрояя и правя дела церковные, имеют столы полные денег: они все делают из корысти. Испровергаются также и седалища продающих голубей, то есть престолы архиереев, продающих духовные дары, ибо голубь есть образ Духа Святаго. Да извергнет Господь такого святителя от святительства, ибо проклят тот, кто рукополагает за деньги. Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви. И я́ко по́здѣ бы́сть, исхожда́­ше во́нъ и́зъ града. И у́тро ми́мо ходя́ще, ви́дѣша смоко́вницу изсо́хшу искоре́нiя, и воспомяну́въ Пе́тръ, глаго́ла Ему́, Ра́­вви, ви́ждь смоко́вницу, ю́же прокля́тъ, у́съше. И от­вѣща́въ Ису́съ, глаго́ла и́мъ. Имѣ́йте вѣ́ру Бо́жiю. ами́нь бо глаго́лю ва́мъ, я́ко и́же а́ще рече́тъ горѣ́ се́й. дви́гнися и вве́рзися въ мо́ре, и не размы́слитъ въ се́рдцы сво­е́мъ, но вѣ́ру и́метъ, я́ко е́же глаго́летъ, быва́етъ, бу́детъ ему́ е́же а́ще рече́тъ. Хотя Матфей и говорит, что смоковница тотчас иссохла и что ученики, видя это, дивились, впрочем, ты не смущайся, слыша теперь от Марка, что они увидели иссохшую смоковницу уже на другой день. Сказанное Матфеем должно понимать так: И абie усше смокви (смоковница тотчас засохла), – тут остановись; потом читай: (у)видевши (это), ученици дивишася (ученики удивились). Когда увидели? – не тотчас, но на другой день. Кто так понимает, тот не встретит никакого недоумения. Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: Азъ (Я)... сушу древо сыро и прозябаю древо сухо (иссушаю дерево зеленеющее, а сухое дерево делаю цветущим; Иез. 17, 24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чудодейственную силу, принадлежащую Ему Самому по естеству, так что мы можем и горы переставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, стараясь изгнать ее из себя, искать должен посещения и помощи Божией. Ибо тот горд, кто говорит, что все делает он сам, а не помощью Божией. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: вверзися (ввергнись) в море, то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да не размыслитъ (не усомнится), то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обязан Богу и не нуждаюсь в Его помощи. Сего́ ра́ди глаго́лю ва́мъ, вся́ ели́ка а́ще моля́щеся про́сите, вѣ́руйте я́ко прiимете, и бу́детъ ва́мъ. Кто крепко верует, тот устремляет сердце свое к Богу и, скажу словами Давыда, изливает душу свою пред Богом, а кто обратит душу свою к Богу, тот соединяется с Ним, и его сердце, будучи согреваемо (благодатью), удостоверяется, что получит просимое. Кто испытал это, тот разумеет. А я думаю, что испытали это все, кои хотя сколько-нибудь внимательны. Поэтому и говорит Господь, что все получите, что с верой просите. Верующему все дает Бог, когда тот со слезами высказывает пред Ним все желания в молитве и как бы за ноги Владычни держится.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author