petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 8 февраля (26 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прпп. Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий. Знатные и богатые граждане Царьграда Ксенофонт и Мария проводили жизнь богоугодную, уделяя всё внимание христианскому воспитанию своих сыновей. Когда сыновья подросли, они отправили их на учебу в Вирит (Бейрут), но случилась [беда]: буря потопила корабль. Однако Божиим Промыслом Иоанн и Аркадий, ухватившись за доски, спаслись от потопления. Волны выбросили их на берег в разных местах, так что каждый из них думал, что его брат утонул. Угнетаемые обоюдной скорбью, оба они приняли иноческий постриг в двух разных монастырях. Спустя два года их опечаленные родители прибыли в Иерусалим на поклонение святыням. Там с помощью одного прозорливого духовника сначала встретились брат с братом, а затем и родители со своими детьми. В благодарность Богу Ксенофонт и Мария раздали всё свое имение нищим и тоже поступили в монастыри. Трогательная история этих четырех святых душ ясно показывает, что Господь дивно руководит участью тех, кто в Него верует, попуская им скорбь и печаль, чтобы потом их, еще паче утвержденных в вере, ввести в вящую радость. Жили они и упокоились в Господе в V веке.
2. Преп. Симеон Ветхий. Друг и товарищ преподобного Палладия. С ранней молодости и до самой смерти подвизался в пещере. Основал два монастыря и упокоился в Господе в 390 году. Ветхим, или Старшим, именуется он в отличие от преподобного Симеона Столпника, подвизавшегося несколько позднее. 3. Св. Давид [Возобновитель,] царь грузинский (1089–1130). Воссоздал и укрепил Грузию как государство. Будучи изрядным ревнителем христианской веры, построил новые храмы по всей стране и отреставрировал древние. Считается возродителем православной веры в Грузии.
Мір сей – чужой нам, и мы в нем – изгнанники,
Рабы подземелья, мечтатели, странники,
Дети заблудшие, по Отцу скорбящие,
Кто одолеет все страсти мертвящие?
Кто утолит бури духа мятежного,
Что яро бушует средь міра грешного?
Сей мір дышит смертью и тлением пахнет,
Что утром посеет, то к вечеру чахнет.
Царевич-изгнанник по Царству тоскует,
Всем сердцем Создателя ищет, взыскует.
Ждет Царства бессмертного и Духа святыни,
Там правит Отец, там чуждого нет и в помине.
И смерть там неведома, и запаха тления нет, –
О мір пренебесный, о чудный Божественный свет!
О тесная клетка, о наша планета злосчастная,
Кто близок Христу – тот рвет твои цепи ужасные,
Стремится свободу обресть ото всех и всего,
Хоть в міре живет он, но мір не прельщает его.
Всем сердцем стремится взлететь он из этой юдоли,
В объятия Отчие, в Царство свободы и воли.
Рассуждение. Величайшее достояние государства – это живущие в нем святые и добрые люди. В сравнении с этим богатством, любое другое – ничто. Благочестивые христианские цари считали святых людей в своей стране самым дорогим Божиим благословением. Святой царь Константин Великий говорил: «Благодарю Господа Иисуса Христа, что в мои дни существуют три божественных светила: блаженный авва Антоний, авва Елений и авва Евхин». Перед судьбоносной для Руси Куликовской битвой благочестивый князь Димитрий Донской со своими боярами и воеводами отправился в радонежские леса, чтобы отыскать преподобного Сергия и попросить его молитв к Богу. Хотя и подготовил князь войско к освободительной войне с татарами, однако бо́льшую надежду возлагал на молитву святого человека, нежели на многочисленных вооруженных ратников. Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Пророка, в частности: 1) как Пророка, ясно предрекшего отдельным людям (как-то: Петру, Иоанну, Иуде и прочим Апостолам) то, что́ произойдет с ними в будущем; 2) как Пророка, ясно предвозвестившего будущее Иерусалиму и некоторым другим городам, а также события, имевшие произойти с народом иудейским и с Церковью Божией; 3) как Пророка, ясно предсказавшего конец света и Свое Второе Пришествие. Проповедь о недоумении помраченных грехом. Кто это, что и грехи прощает? (Лк. 7: 49). Так спрашивали нераскаянные грешники: «Кто это?» – Это Тот, Кто больше всего и чувствует острие человеческих прегрешений; Которому и достаются все грехи людей, как пощечины. Это Тот, Кто некогда в раю взирал на безгрешного человека; Тот, Кто и сотворил человека безгрешным и Кто Сам безгрешен испокон веку и вовеки веков. Простить может только тот, кто способен и отомстить. Сильный человек воздает отмщением, слабый – ненавистью. Если ты можешь вернуть нанесенный удар и не вернешь – это еще не значит, что ты простил. [Не простишь ты до тех пор,] пока не исторгнешь корень гнева из сердца. Велик единый Господь, ибо может Он и воздать, и простить: велик в правде, ибо воздаст нераскаянному грешнику [по делам его]; велик и в милости, ибо простит [грешника] раскаявшегося. О если бы люди знали силу прощения грехов! Вот, когда грехи были прощены слепому – он прозрел, когда глухому – он стал слышать, горбатая женщина выпрямилась, кровоточивая выздоровела, к безумному вернулся рассудок, из одержимого вышли бесы, блудница очистилась, мертвый ожил! Но о как ужасны кандалы греха! Сколь тяжкие цепи – многие пороки! Эти цепи не разрываются грешными руками. Но когда коснется их рука пречистого Господа, они сами собой разрешаются и обращаются в ничто. Едва услышав голос Чистого, они падают [с узников]. Расторгаются они от одного взора Чистого и даже от одной Его мысли, – эти жуткие узы преступлений. Кто это, что и грехи прощает? – Послушайте, грешники: ведь это Господь пречистый и за Свою чистоту – всемогущий. Господи пречистый и всемогущий, освободи и нас от оков греха. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: Новости и история Церкви, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author