petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Categories:

Собор новомучеников и исповедников Российских

Автор-составитель: иеромонах Макарий Симонопетрский

С момента Крещения Руси в X в. миссионерами из Византии Русская Церковь явила миру множество святых: преподобных, святителей и праведных, которые заняли свое место в Царстве Небесном среди святых предшествующих эпох. Но Русской Церкви недоставало быть украшенной, словно порфирой и тонкой выделки льном, кровью мучеников, чтобы в совершенстве и сиянии предстать перед своим Женихом Христом. Беспрецедентные по масштабам и жестокости гонения обрушились на Русскую Церковь с момента большевистской революции 1917 г. и продолжались вплоть до празднования Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. Они не только не уничтожили христианства в России, но, напротив, способствовали его высшему прославлению. Систематическое закрытие храмов и превращение их в музеи атеизма, запрещение любого религиозного образования, грубая и гнетущая атеистическая пропаганда, доносы, даже на членов своей семьи, различного рода притеснения, помещение в психиатрические больницы, откуда люди выходили не иначе как лишенные своей личности, отправление в концентрационные лагеря, кровавые и психологические пытки, по жестокости превосходившие все, что могли себе представить истязатели прошлых времен, – все эти козни сатаны оказались бессильны погасить пламя веры и обратились к посрамлению безбожников. Это явилось доказательством того, что христианство есть не человеческое учение, но жизнь и могущество Божии, обитающие в наших сердцах и делающие нас сильнее самой смерти.

С 1918 по 1926 г. революционный вихрь, ополчившийся на самых достойных представителей Русской Церкви, породил больше мучеников, чем все предшествующие гонения. В число этих новомучеников и исповедников входят семьдесят восемь епископов: св. «первомученик» Владимир, митрополит Киевский, св. патриарх Тихон [25 мар.], святые Вениамин Санкт-Петербургский, Варсануфий Кирилловский, Андроник Пермский, Митрофан Астраханский и др. Также в числе новомучеников примерно две тысячи семьсот священников, две тысячи монахов и три тысячи четыреста монахинь, умерших в монастырях, превращенных в концентрационные лагеря, а также сотни тысяч благочестивых мирян, известных и неизвестных, мужественно перенесших расхищение их имущества, презрение и всевозможные пытки, чтобы ответить на призыв Господа: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр.2:10). Их жертвенно пролитая кровь и их страдания стали сокровищами, которые украсили в эти последние времена подвенечное платье Невесты Христовой. Сегодня можно спеть в их честь вместе с царем Давидом: Рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе: приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев (Пс. 44: 14–16). Невозможно пересказать все случаи исповедания веры и мученичества российских новомучеников. Мы ограничимся здесь несколькими самыми показательными примерами, которые преподали нам эти подвижники благочестия. Сщмч. Владимир, митрополит Киевский, первый новомученик Русской Церкви в сане епископа, родился в 1848 г. в Тамбовской губернии в семье священника. Он уже четыре года прослужил пресвитером, когда скончались его жена и маленький сын. Тогда Владимир ушел в Козловский монастырь. В 1888 г. его рукоположили в епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Тремя годами позже, в самый разгар эпидемии холеры, перевели в Самару, где он направил все силы на утешение страждущего народа. Потом на протяжении шести лет владыка Владимир занимался духовным образованием православных народов Кавказа: там он открыл многочисленные храмы и церковные школы. Выбор его в 1898 г. митрополитом Московским ознаменовал новый виток церковной жизни Московской епархии. Особо пристальное внимание владыка обращал на образование духовенства, а также заботился об обучении заводских рабочих, для которых устраивал лекции на духовные темы. Также он помогал монахам Троице-Сергиевой лавры и стал в это время духовным отцом Великой княгини Елизаветы. В 1912 г. Владимир был назначен митрополитом Санкт- Петербургским и председателем Священного Синода. Но в результате его смелого противостояния Григорию Распутину, который вмешивался в дела Церкви, он впал в немилость и через три года был переведен в Киев. Октябрьская революция подорвала устои церковной жизни как по всей России, так и на Украине, где предприняли попытку образовать национальную Церковь. Митрополита Владимира отказались признавать, и он был вынужден скрываться в Киево-Печерском монастыре. В начале 1918 г., когда Гражданская война дошла до Киева, митрополит продолжал служить Божественную литургию прямо во время бомбардировок. Двадцать пятого января, когда Киев уже был занят большевиками, в монастырь, разграбленный несколькими днями раньше, явились пятеро вооруженных человек и арестовали митрополита. Среди ночи святой последовал за ними с молитвой и пением так спокойно, будто готовился к совершению Божественной литургии. Когда они пришли к месту казни, владыка, прежде чем упасть от выстрелов, успел благословить своих палачей и произнести: «Да простит вас Бог!» Свт. Вениамин был избран митрополитом Санкт – Петербургским в 1917 г. Пастырское рвение владыки, особенно по отношению к представителям трудящихся классов, принесло ему известность. Митрополит безотлагательно занялся реформой монастырей и попытался освободить Церковь от всякого вмешательства в политические дела. Его простое и духовное слово собирало толпы слушателей в храмах, где он служил. И несмотря на высокий сан, он по-прежнему навещал бедняков и рабочих. После Октябрьской революции митрополит Вениамин отважно выступил против Декрета об отделении Церкви от государства. Но во время голода 1921 г., наступившего в результате Гражданской войны и унесшего более шести миллионов жизней, митрополит без колебаний передавал государству все церковное имущество, но только на условиях добровольного пожертвования, которое должно строго контролироваться верующими и духовенством. Тогда большевики, как казалось, стали более сговорчивыми. Однако непримиримая позиция митрополита касательно обновленческого движения «Живая церковь», целью которого было разделение Церкви и традиции, опять настроила советскую власть крайне враждебно. Двадцать девятого мая 1922 г. митрополит Вениамин и восемьдесят пять клириков и мирян были арестованы и предстали перед революционным трибуналом. Во время суда огромная стотысячная толпа стояла вокруг здания, поддерживая своего духовного отца молчанием и молитвой. Митрополит, сохраняя спокойствие, отвергал все обвинения в контрреволюционной деятельности и сопротивлялся клевете со стороны клириков «Живой церкви», своими делами поистине являвших ожившего Иуду. Когда ему дали выступить в свою защиту против этих бесчестных обвинений, он сказал: «Что мне тяжелее всего, так это услышать, что я – враг народа». И добавил: «Каков бы ни был ваш приговор, я возвожу очи к небу и, осеняя себя крестным знамением, говорю: “Слава Тебе за все, Господи Боже мой!”» Несмотря на явную поддержку митрополита народом, трибунал приговорил иерарха к смерти, а вместе с ним – архимандрита Сергия и священников Георгия Новицкого и Иоанна Кавсарова. Тринадцатого августа их расстреляли. Большевики, боясь восстания, заставили народ поверить, что митрополита Вениамина перевезли в Москву, а в узких кругах распространился слух, будто их духовный отец не умер, но скрывается и возвратится, когда гонения пойдут на убыль. Святой страстотерпец царь Николай II был коронован в мае 1896 г. в возрасте двадцати шести лет. Наделенный простым и застенчивым характером, лишенным всякого коварства, а также будучи глубоко религиозным, государь предпочитал спокойную семейную жизнь демонстрации своего могущества и политическим коллизиям. Однако Божественный Промысл именно его наделил высшей властью в тот момент, когда гигантская Российская империя, расшатанная и утратившая былой авторитет из-за действий интеллигенции, оказалась на грани крушения. Николая II много упрекали за промахи и ошибки, возможно, приблизившие катастрофу, однако не учитывали при этом, что император был движим высокой идеей своего призвания и искренним желанием спасти Святую Русь. Живя в строгости и щедро тратя свое личное состояние на дела милосердия и основание благотворительных заведений, царь выказывал неподдельный интерес к простому народу, в нем одном полагая твердую поддержку монархии. Он хорошо знал церковные службы и любил петь в храме вместе с хором. Β 1894 г. будущий император женился на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской, в которую был влюблен с ранней юности. Внучка королевы Виктории, она была воспитана в Англии в протестантской вере. Единственное препятствие их союза заключалось в разном вероисповедании, и после долгих колебаний принцесса решилась принять Православие. Пройдя подробный катехизический курс, она была крещена с именем Александра. Всем сердцем она восприняла православную веру и с тех пор испытывала пылкую любовь к русскому народу, причисляя к нему и себя. Родив четырех дочерей, воспитанием которых она прилежно занималась, императрица в 1904 г. произвела на свет цесаревича Алексия. На мальчика были возложены все ожидания семьи. Вскоре было обнаружено, что ребенок болен гемофилией – наследственной болезнью императорской семьи. Растерянная и сильно огорченная такими известиями, царица ощущала свою вину за то, что передала сыну эту болезнь. Не добившись никакой помощи от врачей, Александра Феодоровна обратилась к религии и попала под влияние лжестарца Григория Распутина. Он был наделен способностью останавливать кровотечения у цесаревича. Неоднократно здоровье мальчика улучшалось после того, как Распутин уверял, что помолился за него. Сила этого человека носила, вероятно, демонический характер, однако обеспечила Распутину, несмотря на его откровенно безнравственное поведение, значительное влияние на царицу. Это смущало народ и в итоге подрывало авторитет царской власти. Несмотря на искреннее желание Николая II упрочить религиозный характер своей власти, окружавшие царя советники обладали сомнительной порядочностью, и он не мог в полной мере проводить последовательную политику. Он силой подавлял народные восстания и отклонил предложения премьер-министра пойти на уступки либералам. Николай II был сторонником мира, и по его инициативе в 1899 г. в Гааге была созвана конференция, на которой заложили основы международного суда и ограничения вооружений. И лишь под давлением обстоятельств ему пришлось ввергнуть свою страну в три войны с катастрофическими последствиями. Николай уделял много внимания освоению Дальнего Востока, он начал строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако его экспансионистские устремления привели к войне с Японией (1904–1905). Русская армия потерпела поражение, что вызвало революционное движение1905 г. Император согласился, вопреки своей воле, на создание Думы, наделенной совещательной властью, в перспективе предполагающей движение к конституционной монархии. Затем царь предпринял попытку укрепить свою власть и отправил в отставку премьер-министра Витте. На смену ему пришел Столыпин, многоопытный государственный муж, попытавшийся разоблачить скандальное влияние Распутина и предпринять необходимые реформы, но был убит в 1911 г. Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война упрочила на некоторое время императорскую власть благодаря большому патриотическому порыву. В 1915 г. император решил взять в свои руки руководство военными операциями. Его отъезд на фронт предоставил простор негативному влиянию Распутина, с подачи которого были смещены компетентные министры и заменены на бездарных. Не в состоянии терпеть долее, группа дворян убила лжестарца, но от этого смута при дворе ничуть не улеглась, и царь оказался, по сути, в одиночестве. Когда в марте 1917 г. кровавые волнения прокатились по Санкт-Петербургу, Николай приказал принять действенные меры для установления порядка. Но было уже слишком поздно. Правительство подало в отставку, а Дума, поддерживаемая генералами, стала давить на царя, чтобы он отрекся от престола, с целью предотвратить кровавую гражданскую войну. Мало веря в то, что такова была воля народа, Николай тем не менее, проведя ночь в молитве, 15 марта согласился отречься от престола ради спасения родины. Со слезами на глазах он попрощался с армией и своим окружением. Совсем немного времени спустя Временное правительство решило арестовать императорскую семью и отправило ее под домашний арест в родовое имение Царское Село (ныне Пушкин) под Санкт-Петербургом. В августе их перевезли в Тобольск в Западной Сибири. Еще пользуясь относительной свободой, император имел возможность вести переписку и с горечью следил за трагическими событиями, потрясавшими Россию. Осознав, что его отречение на самом деле способствовало захвату власти большевиками, вместо того чтобы открыть дорогу демократическому режиму, царь горько жалел о содеянном. После Октябрьской революции условия заключения императорской семьи стали более суровыми: им уже запрещалось ходить в церковь и на прогулки. В апреле 1918 г. из Тобольска их перевезли на Урал, в Екатеринбург, где охранники обращались с ними весьма грубо. Под предлогом приближения Белой армии 17 июля 1918 г. среди ночи члены местной ЧК приказали царской семье подготовиться к немедленному отъезду и спуститься в подвал дома. Там чекисты расстреляли всех: великих княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию, цесаревича Алексия и императорскую чету. Вместе с ними были убиты и верные слуги, не оставившие царскую семью до последнего: императорский врач Евгений Боткин, фрейлина императрицы Анна Демидова, повар Харитонов и камердинер Трупп. Другие друзья и слуги были отправлены в тюрьму и казнены немного позже. После расстрела тела членов императорской семьи были вывезены за город к заброшенной шахте, расчленены, облиты керосином и серной кислотой и частично сожжены. Через два дня их сбросили в шахту и несколькими взрывами гранат завалили вход. Великая княгиня Елисавета Феодоровна родилась в 1864 г. Ее отцом был князь Гессен-Дармштадтский, а сестрой – царица Александра. Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она обратилась в Православие. Буквально с первых дней замужней жизни Елисавета Федоровна начала широко заниматься благотворительностью и посвящала свое время различным делам милосердия. Во время Русско-японской войны она организовала амбулаторные и больничные эшелоны для эвакуации раненых. Восемнадцатого февраля 1905 г. ее супруг был убит террористом. Великая княгиня восприняла это скорбное известие со смирением и через пару дней посетила убийцу мужа в тюрьме, призывая его покаяться. Царю она направила прошение о помиловании и всю оставшуюся жизнь молилась за этого человека. Решив полностью посвятить себя Богу, Елисавета Феодоровна продала многочисленные произведения искусства, которыми владела, и основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, посвятив ее делам милосердия. И в дальнейшем святая умножала дела благотворительности. Весной 1918 г. она вместе с двумя сестрами обители, Екатериной и Варварой, была арестована большевиками. Через некоторое время Екатерину отпустили, а Варваре удалось остаться рядом с Великой княгиней и разделить с ней мученичество. В ночь на 19 июля 1918 г., на следующий день после убийства царской семьи, мч. Елисавета Феодоровна вместе с другими членами семьи Романовых, которые так и не смогли установить контакт с императором, были сброшены живыми в шахту под Алапаевском, на восьмидесятиметровую глубину, а сверху было брошено несколько гранат. Тела мучеников были обнаружены в октябре, в том месте, где местные жители неоднократно слышали доносившиеся из шахты песнопения и молитвы. Св. мученица Елисавета упала на карниз в двадцати метрах от дна, взрывы гранат ее не коснулись, и она еще долго была жива. Это подтверждается тем фактом, что ее тело осталось неизуродованным и нетленным. Ее честные мощи вместе с мощами монахини Варвары переправили через Сибирь и Китай в Иерусалим. Там их положили в монастыре Святой Марии Магдалины, в храме, построенном императором Александром III. Молитвами святых Твоих, Господи Исусе Христе, помилуй нас. Аминь. Поминание всех мучеников, пострадавших во время советских гонений, было впервые предложено на Поместном Соборе 1917–1918 гг., но официально утверждено лишь в 1981 г. на Соборе Русской Православной Церкви Заграницей и затем в 1992 г. – Московским Патриархатом. В качестве даты было выбрано воскресенье, стоящее ближе всего к 25 января по старому стилю (или к 7 февраля по новому). После длительного изучения противоречивого вопроса о канонизации царя Николая II и императорской семьи Московская Патриархия в 2000 г. признала их почитание и поместила в особую категорию типично русской святости – страстотерпцев, т. е. невинно претерпевших страдания, как свв. Борис и Глеб [24 ил.].
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author