petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Апостол Недели 35-й по Пятидесятнице: 1 Тим., 280 зач. (от полу́), 1, 15‒17

Авторы: архиепископ Аверкий Таушев; блаженный Феофилакт Болгарский

Вѣ́рно слóво и вся́кому прiя́тiю достóйно, я́ко Христóсъ
Iсýсъ прiи́де въ мíръ грѣ́шники спасти́, от ни́хже пéрвыи éсмь áзъ (ст. 15), — блаженный Феодорит пишет, что «апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения». «В этом апостол являет настоящий образец для всех кающихся», — говорит епископ Феофан. Вот почему эти слова вошли у нас в молитву перед причащением. Такое смиренное сознание своей крайней греховности является отличительным признаком каждого истинного христианина. Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись. Почему же он, сказав в другом месте: по правде законной непорочный (Флп. 3:6), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне грех, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча ‒ свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: прославленное даже не оказывается славным (2 Кор. 3:10).


Но сегó рáди поми́лованъ бы́хъ, да (в)о мнѣ́ пéрвомъ покáжетъ Iсýсъ Христóсъ всé долготерпѣ́нiе, за о́бразъ (в пример) хотя́щихъ вѣ́ровати Емý въ жи́знь вѣ́чную. Обрати внимание на смирение его. Для того, говорит, я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников ‒ Павел. Этим апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но все долготерпение, как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во всей милости, во всем Его человеколюбии, а не отчасти, подобно тем, которые отчасти согрешили. В пример, говорит, то есть для примера, для утешения и для прощения всех, кто хочет веровать. В заключение первой главы апостол Павел, воздает хвалу Богу, увещевает Тимофея не быть равнодушным к вопросам веры, но ревновать и воинствовать, подобно доброму воину против врагов веры, воодушевляясь собственной верой и своей чистой совестью: Царю́ же вѣкóмъ нетлѣ́нному, неви́димому, еди́ному премýдр(ом)у Бóгу, чéсть и слáва вóвѣки вѣкóмъ, ами́нь. «Главное и в пасомых и в пасущем — вера и благая совесть» (Еп. Феофан).

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author