petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 7 февраля (25 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Григорий Богослов, архиепископ Цареградский. Родился в Назианзе от отца-эллина12 и матери-христианки. До принятия крещения учился в Афинах вместе с Василием Великим и Юлианом Отступником. Часто прорицал Юлиану, что тот отречется от веры и станет гонителем Церкви, что́ и сбылось. На Григория особенно сильно влияла его мать, благочестивая Нонна. Закончив обучение наукам, Григорий крестился. Святой Василий [Великий] рукоположил его в епископа Сасимского, а император Феодосий Великий вскоре призвал его на пустующую кафедру архиепископа Цареградского. Святой Григорий написал много сочинений, из которые наиболее известны его труды по богословию, за что и наречен он Богословом. Особо значительны по глубине его Слова о Святой Троице. Кроме этого, писал он против еретика Македония, превратно учившего о Святом Духе (якобы что Дух есть Божие творение), и против Аполлинария, ложно учившего, что у Христа будто бы не было человеческого ума, но место ума заступало [Его] Божество13. Писал он и против императора Юлиана Отступника, своего бывшего школьного друга. Когда на Соборе 381 года вспыхнула распря вокруг его избрания на цареградскую кафедру, он сам ее оставил, возгласив: «Не могут лишить нас Бога те, кто лишает нас кафедры». После этого он покинул Царьград, уехал в Назианз и в уединении, молитве и написании душеполезных книг прожил там до самой смерти. Хотя в течение всей жизни здоровье у него было слабое, однако перешагнул он через 80-летний рубеж. Его святые мощи впоследствии были перенесены в Рим, а его [святая] глава находится в Успенском соборе в Москве. Был он и остался дивным светочем Православной Церкви как по кротости и чистоте нрава, так и по непревзойденной глубине ума. Упокоился в Господе в 390 году.
2. Прп. Публий (Поплий Сирийский). Сначала был сенатором, но, познав свет Христов, оставил почести, раздал имение нищим и предался подвижнической жизни близ своего города Зевгма на Евфрате. Основал две обители и упокоился в Господе в 380 году. 3. Прп. Мар [певец]. Отличался внешней красотой и сладкозвучным голосом. Удалился от міра и прожил в убогой хижине 37 лет в посте, молитве и очищении сердца от помыслов. 90-летним старцем упокоился в Господе в 430 году. 4. Св. мученица Филицата и семь ее сыновей. В правление императора Антонина в 164 году была приговорена к смерти вместе со своими семью сыновьями. Молилась она Богу только о том, чтобы не казнили ее прежде сыновей, но чтобы могла она их ободрять при истязании и убиении, дабы не отреклись они от Христа. По Божиему устроению так это и свершилось. С радостью эта непревзойденная [в мужестве] мать провожала одного сына за другим, пока не проводила их всех и не увидела их казнь. После этого и она с благодарностью Богу приняла мученическую смерть. Все они пострадали в Риме, где и пребывают их мощи.
Фелицата Богу молилась:
«Есть у меня венец из семи жемчужин.
Хочу облечь венец тот в порфиру
И в порфире этой Тебе вручить.
Боже благий, дар сей прими!»
Семь сынов суть семь жемчужин,
А порфира – мучеников кровь.
Молитва матери взошла горе',
Как фимиам, до Господа достигла.
Кесарь римский сынов ей приговорил
К смерти лютой в муках жестоких,
Мать же – рада, так что всяк дивится!
Фелицата сыновьям вещает:
«Для того я, дети, вас растила,
Чтобы с Богу отдать в воздаянье,
Ибо Бог мне вас и даровал».
Только смолкла – приступил палач к работе:
Первый пал – мать встала на колени,
Вот второй – за него два поклона,
Там и третий, и четвертый, и пятый,
Вот усек палач шестого и седьмого, –
Мать творит метанья, потерявши счет,
Лишь благодарность Богу ввысь ее влечет.
А за себя и восемь раз колени преклоняет,
И голову под меч с отвагой отдает.
Блеснул клинок – душа от тела отлучилась,
В раю детей своих в объятья заключила.
Рассуждение. Обольщают сами себя те, кто самонадеянно утверждают, что хорошо знают людей, так что никто обмануть их не сможет. Кто может знать, какой дух [обитает] в каком человеке, кроме единого Бога, ведущего тайны сердца? Ведь даже великие святые ошибались в людях. Так, например, святой Василий Великий долгое время считал своим доверенным лицом некоего двуличного еретика и защищал его от многих обвинителей, пока сам не удостоверился в его лживости и горько [в нем] не разочаровался. Святой Григорий Богослов крестил некоего философа по имени Максим и настолько его полюбил, что держал его в своем доме и за своей трапезой. А Максим тот был зол и лукав, как змея, так что спустя некоторое время, прибегая к сплетням и подкупу, добился того, что некоторые цареградцы признали его патриархом вместо святого Григория. Когда это искушение, после великих смут, было преодолено, некоторые упрекали святого Григория, как смел он держать подле себя своего величайшего врага! «Не виноваты мы, – ответил святитель, – если не провидим чью-то злобу. Только Бог ведает внутренние тайны человека. А нам законом заповедано с отеческой любовью отверзать свое сердце всякому к нам приходящему». Незлобивый человек не способен легко осознать злобу человека лукавого [в серб. букв:, злобного]. Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса как Царя, а именно: 1) как Повелителя природы, которую Он укрощает и ставит Себе в услужение; 2) как Властителя над демонами, над болезнями и над смертью; 3) как Владыку бессмертного Царства Ангелов и святых. Проповедь о том, Кто есть Христос. За кого почитают Меня люди? (Мк. 8: 27). Вот, братья, почти 2000 лет минуло с того дня, когда Господь Иисус поставил этот вопрос ученикам Своим. С той поры и поныне вопрос этот задавался каждому поколению людей, каждому белому дню и темной ночи – и каждое человеческое поколение, каждый белый день и каждую темную ночь должны были дать на него какой-то ответ. Вопрос этот предполагает выбор между жизнью и смертью, и ответ на него – либо живоносен, либо смертоносен. Ты –Христос, Сын Бога Живаго, – ответил апостол Петр. И Господь Иисус одобрил и похвалил такой ответ. За кого сегодня люди почитают Христа? Одни вкупе с иудеями говорят, что Он нарушитель закона и самозваный Мессия. Другие вместе с Пилатом утверждают, что вообще не могут прийти к какой-либо истине об этом Человеке. Третьи же, подобно Апостолам [в серб. букв:. с Апосталами], исповедуют, что Он Христос, Сын Бога Живаго, Спаситель и Искупитель рода человеческого от греха и смерти, Воскресший и Воскрешающий, Живой и Животворящий. И все мы, крещенные во имя Святой Троицы, соглашаемся с Апостолами и со Святой Апостольской Церковью, которая своим соборным голосом так исповедует Христа Господа.
О Господи, Сыне Божий Единородный, помоги нам в каждый день нашей жизни сердцем в Тебя веровать и устами Тебя исповедовать Богом и Спасителем нашим, Божией силой и Божией премудростью. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author