petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 3 февраля (21 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Максим Исповедник. Родился в Царьграде и сначала занимал высокий пост при дворе императора Ираклия, а затем стал монахом и игуменом одного из монастырей недалеко от столицы. Величайший защитник Православия от так называемой монофелитской ереси, имевшей своим зачатком [в серб, букв.: вылупившейся из, выползшей из] ересь Евтихия. Ибо [подобно тому] как Евтихий утверждал, что во Христе одно естество, так и монофелиты учили, что во Христе одна воля. Преподобный Максим решительно выступил против подобных утверждений и тем самым оказался противником и царя, и патриарха. Но не устрашился сего, а выстоял до конца, доказывая, что в Господе две воли, как и две природы. По его настоянию состоялись соборы в Карфагене и в Риме, и оба они анафематствовали учение монофелитов. Страдания преподобного Максима за Православие не поддаются описанию: истязали его князья, обманывали прелаты, оплевывала чернь, били солдаты; его преследовали, ввергали в темницы, пока, наконец, с отрезанным языком и с отрубленной рукой не осудили на пожизненное изгнание в страну скифскую, где, проведя три года в застенке, он в 662 году предал душу Богу.
2. Блаженный Максим Грек. Родился в Греции, откуда был призван ко двору российского царя Василия Ивановича в качестве царского библиотекаря и переводчика. Много работал, но много и страдал за истину. Долгое время провел в темнице, где [на стене] написал знаменитый канон Святому Духу, который и поныне употребляется в Церкви. Упокоился в Господе в 1556 году. 3. Св. мученик Неофит. Родом из Никеи. Еще в детстве благодатью Божией творил великие чудеса. Извел воду из камня, воскресил свою мертвую мать. Белый голубь привел его на гору Олимп, где он поселился в пещере, выгнав оттуда льва. 15-летним юношей подвергся мучениям за Христа в Никее в правление императора Диоклетиана. Ни за что не захотел отречься от Христа. После бичевания и заключения в темницу был брошен в огонь, но Бог сохранил его в нем живым. Тогда поставили его перед голодным львом, но зверь лишь ластился к Неофиту. Святой узнал во льве того самого, в чьей пещере он подвизался. Погладив его [по голове], он повелел ему вернуться в свою пещеру. После этого святого Неофита пронзили копьем, и он переселился душой во дворы Господни. 4. Св. мученица Агния. Тринадцатилетняя девочка; за веру во Христа ее сначала бросили в огонь, а затем усекли мечом. Проявила великую чудотворную силу как при жизни, так и по смерти. Пострадала в правление Диоклетиана, в 305 году.
Пучина тверди вдруг разверзлась тут и там,
Планета наша – ствол космического сада,
Невзрачный стебель к золотым плодам
Небесного святого вертограда.
Незримы ветви она тихо простирает,
Златые яблоки небесные питает.
О дивные плоды из брения земного!
Се – милости Господней прочная основа.
Да, человек – земля, и бренно его тело,
Но как звезда на небе – всяко благо дело,
Пространны его мысли – до конца вселенной,
И на ветвях незримых суть венцы нетленны.
Плод благ! Его и ждет Господь от всех Своих созданий,
По сим плодам и суд вершит над мірозданьем.
Смерть древо отрясет, и яблоко златое
В Господни руки попадет, взращенное тобою,
Тогда и сможешь ты сказать: «Прожил я не напрасно –
Прекрасен этот мір, а то был сон ужасный!»
Рассуждение. Только христианская вера имеет в міре единожды определенное и никогда не изменяемое мерило ценностей. Как измеряет и распределяет она ценности, об этом ясно говорит святой Златоуст. «Предметы суть троякого рода, – учит он, – одни суть добро и не могут быть злом, как-то: целомудрие, милостыня и тому подобное; другие суть зло и никогда не могут быть добром, как-то: разврат, бесчеловечность, грубость; третьи бывают то такими, то другими – в зависимости от намерения тех, которые их употребляют». И после этого сей божественный учитель объясняет, что богатство и бедность, свобода и рабство, и власть, и болезнь, и самая смерть – относятся к этим средним предметам, которые сами по себе не добры и не злы, но бывают тем или иным, в соответствии с произволением людей и с тем, как они ими пользуются. Ведь если бы, например, богатство было добром, а бедность злом, то все богатые люди были бы добрыми, а все бедные – злыми. Однако мы ежедневно убеждаемся, что существуют как добрые и злые богачи, так и добрые и злые бедняки. То же самое можно применить к больным и здоровым, к свободным и порабощенным, к сытым и голодным, к властителям и подчиненным. Даже смерть не есть зло, ибо «смертью мученики стали счастливее всех». Созерцание. Да созерцаю Господа Иисуса как город, стоящий на верху горы, а именно: 1) как город на горе́ вышнего Сиона, то есть превыше сотворенного міра, в Царстве вечности; 2) как город на горе́ человеческой истории; 3) как город на горе́ моей собственной жизни, то есть на вершине моих идеалов, в зените моих мыслей и стремлений. Проповедь о знании через творение дел. Кто хочет творить волю Его (Божию), тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. 7: 17). Мало пользы доказывать человеческой логикой и словами, что Христово учение – от Бога. Скорейший и самый надежный способ познать его истинность заключается в творении воли Божией так, как возвестил и высказал ее Христос, а именно: творящий познает. Если плачешь ради Бога, то познаешь, какое это утешение: Бог. Если бываешь милосердным – познаешь Божие милосердие. Если созидаешь мир – познаешь, что тебе приличествует наречься сыном Божиим. Если прощаешь людям – познаешь, как Бог прощает тебя. Никогда никто не может познать, что Христово учение – от Бога, кроме того, кто творит волю Божию. Ведь само творение воли Божией, исполнение Божиих заповедей есть ключ к отмыканию рая, в котором созерцается Бог. Это [и] ключ к пониманию Священного Писания и всех тайн Откровения. Святой Василий пишет: «Необходима чистота жизни, чтобы уразумевать прикровенное в Священном Писании». Чего еще хочет от нас Господь, научая нас, что, творя Его волю, мы приходим к познанию Божественности Его учения? Хочет Он попросту того, чтобы мы делом удостоверились в Божественности Его учения. Желает Он, чтобы не легким способом пришли мы к такой уверенности, а более трудным, т. е. не только слушая, но и творя: ведь легко убеждающийся легче колеблется и разубеждается, а убеждающийся с вящим трудом – с трудом и сомневается и теряет уверенность. Посему, братья, постараемся творить волю Божию, дабы познали мы Бога и спасли свою душу. О Господи всемудрый, помоги нам силою Духа Твоего Святого творить Твою святую волю. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author