petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол преподобному: Евр., 335 зач., 13, 17‒21

Автор: святитель Феофан Затворник

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. «Безначалие,— говорит Златоуст,— везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви, тем опаснее, чем власть ее больше и выше.— Если корабль лишен кормчего, то потонет корабль, так и здесь — если у паствы не будет пастыря, то все низвратится и уничтожится». Так как жизнь христиан не столько внешняя, сколько внутренняя — духовная, воcпитание которой требует опытных руководителей, которых и избирала Церковь из верующих и им, после молитвы и рукоположения апостольского или преемников их и ниспослания на них благодати Святого Духа, вверяла руководительное воспитание вверенных им душ. Поэтому они, говорит святой Павел, неусыпно пекутся о душах ваших, боясь страшной ответственности пред Богом за погибель какой-либо вверенной им души. Но это воспитательное руководство пастырей тогда может быть плодоносным, когда пасомые будут всем сердцем подчиняться им, слушаться их и исполнять их приказания. Если же этого не будет, то это огорчит пастырей, наведет на них уныние, ослабит их усердие, энергию, что будет не полезно как самим пастырям, угрожая ответственностью пред Богом, так и пасомым: Бог накажет их за неповиновение пастырю, да и сами они, лишаясь руководства пастыря, могут впасть в заблуждения по вере и нерадение по жизни. «Но, скажет кто-нибудь: как повиноваться начальнику нехорошему? — Знаю, — отвечает святой Златоуст, — что это не малое злое, и даже гораздо большее, чем безначалие, потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника.

В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается, в последнем же всегда находится в опасности и падает в пропасть. Поэтому святой Павел указывает, каким наставникам повиноваться, — таким, которые правую веру свою, которой учили подчиненных им, или запечатлели мученическою кончиною, или до конца сохранили ее чистою. Если начальник нехорош по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если — по отношению к жизни, то не беспокойся об этом, а поступай, как заповедал Христос: вся, елика рекут вам блюсти (книжники и фарисеи, то есть чему они учат), творите, по делом же их не творите (ср.: Мф. 23, 3); ибо от поведения других никто не получит вреда, потому что оно явно для всех, и такой человек, хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки относительно веры не явны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить других». Святой Павел и себя причисляет к наставникам палестинских христиан и просит их молитв к Богу о его освобождении из уз и возвращении им. 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Святого Павла многие евреи не любили как отступника от закона их (см.: Деян. 21, 21). Он, «как бы обращая речь свою к таким людям, которые были недовольны им, говорит: не представляйте против меня обвинений — совесть наша ни в чем не обвиняет нас, потому что во всем желаем вести себя честно, то есть не только между язычниками, но и между вами мы ничего не делали по корыстолюбию, ничего — по лицемерию. Вероятно, в этом и обвиняли его евреи. Я прошу ваших молитв за меня, особенно же прошу помолиться Господу со всем усердием — о том, чтобы Он возвратил меня к вам. Так может говорить не враг, а человек, сильно любящий их» (Златоуст). Заключение. Молитва святого Павла о верующих (13, 2021) 20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Исуса [Христа], 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Исуса Христа. Ему слава вовеки веком! Аминь. «Испросив наперед себе от них молитв, святой Павел теперь и сам просит им у Бога всех благ» (Златоуст). Бог Отец, источник мира, да подаст, говорит, и вашей душе, обуреваемой бедствиями, мир. Он желает нам мира, для примирения нас с Собою послал возлюбленного Сына Своего, Который, воплотившись, пролил кровь Свою для искупления и спасения нашего, умер и воскрес и кровию Своею заключил с нами новый — вечный завет, и стал Пастырем нашим великим, Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Чрез Него, при помощи изливаемой Им на верующих благодати Святого Духа, мы можем творить всякое доброе дело и достигать совершенства в духовной жизни, исполняя волю Божию и творя все благоугодное Ему. Господь Исус Христос все для нас: и Первосвященник, и Жертва, и вечный Ходатай за нас. Ему и должны мы воздавать подобающую Ему Славу вечно. Истинно.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author