petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Послание к евреям святого апостола Павла (за вторник): Евр., 333 зач., 12, 25‒26; 13, 22‒25

Авторы: блаженный Феофилакт Болгарский; блаженный Феодорит Кирский

Блюдите же, не отрицайтеся (μὴ παραιτήσησθε, не отпроси́тесь, не отвратитесь и вы от) Глаголющаго (λαλοῦντα, Произносящего). Не отрицайтеся чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же Глаголющй, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам. Аще бо не избежаша (не избегли) они отрекшиися (отпросившись, не послушав) пророчествующаго (χρηματίζοντα, [от] вещающего), на земли. Чего не избежаша? Наказания, погибели. Пророчествующим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил. Множае паче (πολὺ μᾶλλον, много более) мы отрицающеся Небеснаго. Поелику те говорили: «Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог» (Исх. 20: 19), то апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение, а мы ожидаем пришествия Владыки с неба. Небеснаго, то есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. И научая, что Законодатель и ветхого, и нового один, апостол присовокупил: Егоже (Которого) глас землю тогда поколеба. Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием. Не видишь ли, что и тогда говоривший был Тот Самый, Кто и ныне пророчествует нам с неба. Ибо Его голос тогда, во время законодательства, землю колебал. Ныне же обетова (пообещал), глаголя: яко еще единою (однажды) Аз потрясу не токмо землею, но и небом. Он, говорит апостол, и тогда потряс землею; Он и предрек, что с землею потрясет и небом. О двух землетрясениях мы узнаем из Писания: первое было при даровании закона на Синае, как Давыд говорит: земля убояся (Пс. 75, 9); второе же ― при явлении во плоти Христа. Ибо сказано: смутися... весь Иеросалим (Мф. 2, 3) и: потрясутся рукотворенная (идолы) египетская (Ис. 19, 1). Ибо они были потрясены, то есть они были лишены такого состояния, чтобы обманывать питающих их, и сила их была низвергнута. Следовательно, выражение еще раз указывает на третье потрясение, которое случится после Второго Пришествия, или на обновление при скончании мира, когда все изменится, переходя из тления в нетление. Об этом сказано у пророка Аггея: и сотрясý вся́ язы́ки, и приидут избрáнная всех язы́ков, и испóлню хрáм сéй слáвы, глагóлет Госпóдь Вседержи́тель (Агг. 2, 7).

Молю (прошу) же вы братие, приимите слово утешения (παρακλήσεως, увещевания). С любовию приимите это на письме посланное мною вам утешение. Предлагает им то, чего никому не предложил. Не говорит же: «убеждения», но утешения, то есть поощрения, ободрения к терпению, так как он речь свою обращал к подвергнувшимся гонению. Ибо вмале (βραχέων, краткое) написав послах вам, чтобы никого не утомить продолжительностию речи, вкратце написал я Послание. Несмотря на то, что он так много сказал, он все-таки говорит: вмале, конечно, сравнительно с тем, что он желал сказать. Как бы так говорит им здесь: хотя вы и малодушны, поддержите меня, ибо не должен кто-нибудь отказаться в виду того, что много сказано, хотя, как мы видим, это и бывает среди малодушных. Ибо они не выносят длинной речи. Знайте брата нашего отпущена (ἀπολελυμένον, освобождённого) Тимофея. К Тимофею они не особенно враждебно относились, поэтому он и поставил его на первом месте. Вероятно было, что они обрадуются Тимофею, так как и он был обрезан. Откуда же он был отпущен (освобожден)? Или был в темнице, и был освобожден или отпущен был из Афин, так как он был там (ср.: Флп. 2, 19). С нимже аще скорее приидет, узрю вас. И этого достаточно для того, чтобы убедить их оставить вражду к нему, когда он готов придти с учеником. Быть может, это и случилось, и он путешествовал в Иудею из Рима. Ибо в первый раз он был освобожден Нероном. Этим апостол показал, что с ним отправил послание. Целуйте (поприветствуйте) вся наставники (ἡγουμένους, ведущих) ваша, и вся святыя. Смотри, какую честь он оказывает им, если даже наставников приветствует чрез них: ибо скорее ему надлежало написать послание наставникам и чрез них приветствовать управляемых ими: этим он весьма мудро врачует особенно немощных. Слово сие дает разуметь, что предстоятельствующие у них не имели нужды в таковом учении. Посему апостол не им написал послание, но ученикам. Целуют вы (приветствуют вас) иже от Италии сущии (Италийские). Этим апостол показал, откуда написал послание, и вместе дал видеть, что в краткое время евангельская проповедь распространилась всюду и язычники, по обетованию, данному Аврааму, улучили благословение. Я так привязан к вам, что не только я один приветствую вас, но такое расположение к вам внушаю и другим, так что и те, несмотря на такое далекое расстояние, любят вас, и потому приветствуют. Благодать со всеми вами, аминь. Апостол приложил обычное заключение, пожелав им причастия благодати. Так как благодать ― нечто общее, то он и испрашивает ее вообще всем ― и наставникам, и управляемым. Что же такое благодать? Отпущение грехов, очищение, общение Духа. Как же она могла бы быть с вами? Если не будете пренебрегать ею и если будете проводить жизнь достойно ее. Ибо она пребывает с нами, когда мы делаем добрые дела; она же отлетает, когда мы живем не по заповеди Подающего нам ее. Но, познавая благодать и то, что чрез нее получили, не будем оскорблять в своей жизни Даровавшего нам столь великие блага; но, прославляя Его добрыми делами и показывая, что Он ниспослал благодать эту не на неблагодарных и непризнательных, овладеем ею в душах наших силой Самого Христа ― Благодетеля душ наших. Восхвалим Законоположника всего нового и ветхого и будем умолять Его о том, чтобы улучить нам Его помощь, да, сохранив Божественные Его законы, улучим обетованные блага во Христе Исусе Господе нашем. С Ним Отцу слава со Всесвятым Духом ныне и всегда и вовеки веком! Аминь.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author