petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 1 февраля (19 января)

Автор: святитель Николай Сербский

1. Прп. Макарий Великий. Египтянин, один из младших современников преподобного Антония Великого. Отец у него был священник. Из послушания родителям он женился, но его жена скоро умерла, и он удалился в пустыню, где провел целых 60 лет в трудах и борениях, внутренних и внешних, ради Царства Небесного. Когда его спрашивали, почему он так сух[ощав] и когда ест, и когда не ест, он ответил: «От страха Божия». Настолько сумел он очистить свой ум от худых помыслов и свое сердце от злых пожеланий, что Бог наделил его даром чудотворения, так что воскрешал он и мертвых из могил. Его смирение изумляло [и] людей, и демонов. Как-то раз демон сказал ему: «Есть только одно, в чем не могу я тебя одолеть: это не пост, ведь я никогда ничего не ем; и не бдение, ведь я никогда не сплю». – «Но что же это тогда?» – спросил его Макарий. «Твое смирение», – ответил бес. Своему ученику Пафнутию Макарий часто говорил: «Не осуждай никого – и будешь спасен». Жил он 97 лет. За девять дней до кончины явились ему с того света преподобный Антоний и преподобный Пахомий и возвестили, что через девять дней он умрет, что и исполнилось. Перед самой смертью пришел к нему и Херувим, открывший ему в видении блаженный небесный мір, похваливший его труды и добродетели и сказавший, что он послан для того, чтобы взять его душу в Царство Небесное. Святой упокоился в 390 году.
2. Прп. Макарий Александрийский. Родился в Александрии и сначала был продавцом фруктов. Крестился лишь на 40-м году жизни и по крещении тотчас вступил в свой подвиг. Сперва, вместе с преподобным Макарием Великим, был учеником преподобного Антония, а потом – игуменом монастыря, именуемого Келлии, между Нитрией и Скитом. Будучи немного моложе того Макария, он позднее и умер. Жил свыше ста лет. Мучимый бесовскими искушениями, особенно славолюбием, он смирял себя тяжелейшими трудами и неустанной молитвой постоянно возводил свой ум к Богу. Однажды некий брат увидел его несущим в гору полную корзину с песком и рассыпающего его. Удивившись, брат спросил его: «Что это ты делаешь?» Макарий ответил: «Томлю томящего меня» (то есть беса). Упокоился в 393 году, прожив более столетия. 3. Св. Арсений, епископ Корфский. Он дополнил и составил в современном виде чин таинства елеосвящения. Упокоился в конце IX века. Его мощи почивают в соборе на острове Корфу (Керкира). 4. Св. Марк Ефесский. Знаменит своей бесстрашной защитой Православия на Флорентийском соборе – наперекор и царю, и папе. Мирно упокоился в 1457 году. На смертном одре просил своего ученика Георгия, впоследствии славного патриарха Геннадия, оберегаться от козней Запада и защищать Православие. 5. Блаженный Феодор, Христа ради юродивый, Новгородский. Перед смертью, бегая по улицам, кричал всем и каждому: «Прощайте, отправляюсь далеко!» Преставился в 1392 году.
В Египетской пустыне
Любовь царила велия,
Среди простых монахов,
Как в Царствии святых.
Святой Макарий среди них
Был словно Херувим,
Во всяком добром деле
Служил примером инокам.
Но вот он занедужил –
Решил один собрат
Оливками и смоквами
Его утешить взгляд.
Макарий брату молвил:
«Неси сей дар другим, –
Тем, кто сильнее страждет,
Нужней он будет им».
Но и второй брат страждущий
Дарителю сказал:
[Вон там] сосед мой – жаждущий,
За жизнь мою страдал».
Болящему соседу
Даритель дар отдал,
Сосед же милосердный –
Собратьям передал.
И так – от кельи к келье,
От брата и до брата,
Пока последний не вернул
Макарию дар богатый.
«Вот, отче, ты ведь болен», –
С участием сказал.
Любовь такую видя,
Макарий зарыдал.
Он на песок горячий высыпал плоды,
И Бога всей душой благодарил:
Пески, что были сухи и мертвы,
Творец своей любовью оживил.
О Боже! Если брату своему
Во всем готовы мы служить, любя,
То это все лишь только потому,
Что дар любви приемлем от Тебя!
Рассуждение. Примеры кроткого претерпевания насилия, которые находим мы у святых Отцов, просто поразительны. Вернувшись однажды с дороги в свою келью, преподобный Макарий увидел в ней вора, выносящего его вещи и нагружающего их на осла. Макарий не только ничего ему не сказал, а напротив – даже помог ему удобно разложить всю поклажу на спине животного, говоря сам себе: Мы ничего не принесли в мір (1 Тим. 6: 7). Другой старец, когда разбойники взяли у него всё из кельи, увидев, что те не забрали узелок с монетами, лежавший в укромном месте, тотчас схватил его, окликнул [уходящих] грабителей и вручил им и его. Третий опять-таки, застав грабителей, опустошающих его келью, крикнул им: «Спешите, спешите, чтобы не пришла братия и не помешала мне исполнить Христову заповедь: От взявшего твое не требуй назад (Лк. 6: 30)». Созерцание. Да созерцаю Господа Исуса как Соль земли, а именно: 1) как Соль, дающую вкус этой жизни вообще; 2) как Соль, предохраняющую от тления человеческий род, который иначе весь растлился бы от одного конца истории до другого; 3) как Соль моей собственной жизни. Проповедь о победе над мiром. В міре будет иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мір (Ин. 16: 33). Победитель міра, единый и единственный, научает этими словами Своих последователей не бояться міра. Мір и впрямь кажется очень сильным, но разве Сотворивший его не сильнее Своего творения, т. е. міра? Весьма страшен мір для того, кто не знает, что міром правит Бог и что Он имеет власть удерживать его в бытии, доколе хочет, и обратить в небытие, когда пожелает. Но кто это знает, тому мір не страшен. В сравнении со Христом Господом, мір сей подобен ткани, сплетенной из самих немощей, тогда как во Христе Господе нет ни одной немощи. Кто этого не знает, тому мір страшен, а кто знает – у того нет страха перед мгром. Мір переполнен бедствиями и скорбями, гробами и смрадом от тления, – кто способен всё это вынести? Только тот, у кого крепкое сердце. А крепкое сердце имеет только тот, у кого в сердце пребывает Христос. Мір дал нам взаймы тело, но за это он хочет взять у нас душу. Впрочем, как одолеет нас мір, если стоим мы [твердо] как воины Победителя міра? Победитель міра вручает нам оружие ко брани, Своим примером научает нас ратному делу, выявляет скрытого врага, указывает пути нападения и отступления, поддерживает нас Своей рукой, осеняет Своим крылом, насыщает Своим животворящим Телом и напояет Своей животворящей Кровью и к тому же ободряет нас, восклицая: не бойтесь! Итак, братья, что может сделать нам мір, если его поражение запечатлено победой Христовой? О Господи, Победитель міра и победоносный наш Воевода, будь всегда близ нас, дабы мы не устрашились, и наставь [в серб. букв:, направь] нас, дабы и мы сердцем, умом и душой всегда были рядом с Тобой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author