petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Послание к евреям святого апостола Павла: Евр., 327 зач., 11, 8, 11‒16

Автор: святитель Феофан Затворник

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Еще большее доверие к голосу Господа оказал Авраам. Авраам жил в земле Халдейской, имел дом, имущество в стадах и в слугах. Бог сказал ему: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12,1). И пошел Авраам, как сказал ему Господь (Быт. 12, 4 ). Он снялся со всем домом своим, оставил отца, родных и знакомых и пошел, сам не зная, куда идет, потому что Бог еще не открыл ему, куда ему предназначил идти. Так сильна и глубока была вера Авраама в Бога и Его веления. Но вот Бог определенно указал Аврааму землю, где он должен поселиться, — именно землю Ханаанскую, или Палестину, и сказал ему: всю землю эту, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему (Быт. 13, 15). Но ни сам Авраам, ни следующие потомки его, до Исуса Навина включительно, не наследовали этой земли. 11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. 12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском. Так же и Сарра, жена Авраама, имела глубокую веру в обетование Господа. Авраам и Сарра были уже в преклонных летах (Сарре было 90 лет, Аврааму же 100), когда Господь, в виде трех странников, явился к ним и сказал, что у них чрез год родится сын (см.: Быт. 18, 10). Сарра, не зная, что с ними говорит Господь, сначала не поверила словам Его, засмеялась внутренно, сама про себя. Но когда Господь сказал ей, что она внутренно, про себя, рассмеялась, тогда она тотчас же изумилась своему неверию и, чтобы извиниться пред Прозорливцем, растерявшись, сказала, что она не смеялась (см.: Быт. 18, 15). Господь видел ее замешательство и глубину ее веры, в силу которой она, будучи неплодной, получила от Господа силу к принятию семени от мужа, зачала и родила сына первенца не по времени своего возраста: ибо и по природе своей была неплодна, и по возрасту, летам своим, была уже естественно не способна к деторождению, но твердо верила, что обещавший ей сына, Господь, верен Своему обещанию — Он всесилен исполнить его. По этой именно вере в обетование Господа от одного Авраама, притом уже омертвелого от лет, произошло такое многочисленное потомство, как звезды на небе, как песок на берегу моря (см.: Быт. 22, 17; 13, 16). Само собою понятно, что Бог обещает Аврааму такое бесчисленное потомство не столько по плотскому его рождению, но, главным образом, по духовному — всех, верующих в Господа Иисуса Христа (см.: Гал. 3, 6‒9). В таком именно смысле и упомянутые патриархи (Авраам, Исаак, Иаков и другие) разумели данные им Богом обетования: они при жизни своей не получили обетованной им земли, но не поколебались в вере в обетование им отечества. 13 Все сии умерли в вере, не получив обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. Все эти праведники, которым Господь обетовал наследие земли обетованной, не дождались исполнения обетования, но, несмотря на это, сохранили твердую веру до самой смерти своей в истинность обетований Божиих. Они в уме своем созерцали исполнение этих обетований — издали — в отдаленном будущем, через четыре поколения — наследие земли обетованной, и еще далее — небесного отечества, и радовались им как бы осуществившимся. Что они не потеряли надежды в исполнение Божиих обетований, это видно из того, что они говорили про себя, что они странники и пришельцы на земле (ср.: Быт. 23, 4; 47, 9), а так говорят только те, которые ищут отечества своего, где они уже не странники и пришельцы, а коренные жители. Какого же отечества своего они искали? 15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Если бы упомянутые здесь праотцы имели в мыслях своих то отечество, из которого вышел Авраам, то есть Месопотамию, то ничто им не препятствовало возвратиться туда. Но они, называя себя странниками и пришельцами на земле и не возвращаясь в прежнее свое отечество, очевидно, искали себе лучшего — небесного отечества, куда и стремились всею душою своею; поэтому и Бог не считает для Себя бесславием называться их Богом, говоря: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3, 6), чем выражает свою особенную близость к ним и Свое благоволение за их твердую веру и праведность пред Ним. За эту веру в Него и праведность Господь приготовил им город — жилище на небе — небесный покой (ср.: Евр. 4, 1‒10).
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author