petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Охридский Пролог святителя Николая Сербского: 27 (14) января

Автор: святитель Николай Сербский

1. Св. Савва, архиепископ Сербский. [В Русской Православной Церкви память святого Саввы Сербского совершается 12 января]. Сын Стефана Не́мани, великого жупана сербского. Родился в 1169 году. С юных лет жаждал духовной жизни, отчего и убежал на Святую Гору, где принял монашеский постриг и с редким усердием исполнял весь подвижнический устав. Неманя, последуя примеру сына, сам приходит на Святую Гору, где принимает постриг и оканчивает свои дни монахом Симеоном. Св. Савва добился от [константинопольского] императора и патриарха независимости Сербской Церкви и стал первым сербским архиепископом. Вместе с отцом построил монастырь Хиландар, а затем и многие другие обители, храмы и школы на сербской земле. Дважды ездил в Святую Землю на поклонение святыням. Мирил своих братьев, ссорившихся из-за власти, примирял сербов с их соседями и, созидая Сербскую Церковь, создавал тем самым Сербское государство и культуру. Вносил мир и согласие в среду балканских народов, трудясь на благо всех, за что любили его и уважали все жители Балкан. В сербский народ вложил он христианскую душу, которая не погибла после гибели Сербского государства. Скончался в Тырнове [в Болгарии. – Ред.] в правление царя Асеня, разболевшись после богослужения на Богоявление 12 января 1236 года [по другим источникам, 12 января 1237 (или 1235) года]. Король Владислав перенес его тело в Милешево. 27 апреля 1595 года взял его оттуда Синан-паша и сжег на Врачаре в Белграде.
2. Преподобномученики – отцы Синайские и Раифские, убитые сарацинами: одни в IV, а другие в V веке. 3. Св. Иларий, епископ Пиктавийский (Пуатьеский). Пламенный борец с арианской ересью на Западе. Много пострадал за защиту Православия. Написал немало сочинений, из которых самое важное – трактат о Святой Троице. Упокоился в Господе в 362 году. 4. Св. Нина, просветительница Грузии. Родственница святого великомученика Георгия и святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского. После того как ее отец и мать, знатные каппадокийцы, приняли монашество, она воспитывалась под надзором святого патриарха Ювеналия. Услышав о грузинском народе, девица Нина с малых лет желала отправиться в Грузию (Иверию), чтобы просветить грузин светом Христовой веры [в серб. букв:, крестить грузин. – Ред.]. Явилась ей Пресвятая Богородица и обещала отвести в ту страну. Когда Господь отверз ей путь, юная Нина и вправду отправилась в Иверию, где за короткое время стяжала большую любовь народа. Ей удалось обратить ко Христу грузинского царя Мириана, его супругу Нану и их сына Бакара (Бекара), которые после крещения ревностно помогали ее миссионерским трудам. За время своей жизни св. Нина сумела обойти всю Грузию и в целом перевести весь народ в веру Христову. Происходило это как раз в эпоху страшного гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклетианом. Упокоилась она от многих своих трудов и преставилась в Господе в 335 году. Ее гробница находится в Самтаврском храме. [Святая Нина] совершала много чудес и во время жизни, и по смерти.
Дева прекрасная, Нина благородная,
По Промыслу стала Апостолам сродная.
И, презрев гонения Диоклетиана,
Крестом окрестила царя Мириана,
И Нану-супругу, и Бекара-сына,
За ними следом – каждого грузина.
Всех их окрестила крестом Бога славного,
Нина благородная, Апостолам равная.
С детства она Бога молила безмерно –
Чтоб цветущей ниве Христа возвестить;
Подал ей Господь по молитве усердной:
Дал ей всю Иверию во славу крестить.
Воссиял Честной Крест в руце святой Нины
Там, где он всехвально блистает и ныне –
В Грузии кроткой, что Нины рука
Благословила на вечные века.
Там и сегодня она почивает,
В храме Господнем дивно сияет.
Славят народы, славят окрест
Нину святую и Господень Крест.
Рассуждение. Если для тебя догматы веры иногда покажутся [слишком] твердой пищей, то постарайся сначала исполнить догматы христианской нравственности – и тебе откроется разумение догматов веры. Пытливое исследование высоких предметов без трудов по исправлению своей жизни не приносит никакой пользы. Однажды египетские монахи рассуждали о Мелхиседеке и, не будучи в состоянии прийти к ясному осознанию загадочной личности сего древнего царя и первосвященника, пригласили на свое собрание авву Коприя и предложили ему этот вопрос. В ответ на это авва Коприй трижды ударил себя по устам и сказал: «Увы тебе, Коприй! Оставил ты то, что повелел тебе Бог, исследуешь же то, чего Бог от тебя не [по]требует». Услышав это, монахи постыдились и разошлись. Св. Златоуст пишет: «Если и блюдем мы правые догматы, но не заботимся о благонравии, то не будем иметь никакого плода. Точно так же если заботимся о благонравии, но пренебрегаем истинными догматами, [то] не стяжем ничего полезного для нашего спасения. Если хотим мы избежать геенны и приобрести Царство, то надлежит нам украситься с обеих сторон: и правотой догматов, и честностью жизни». Созерцание. Да созерцаю милосердие Господа Исуса, а именно: 1) [Его милосердие] к [людям] грешным и больным; 2) [Его милосердие] к народу, который был [рассеян и] смущен, как стадо без пастыря; 3) [Его милосердие] к человеческому роду в целом, ради которого Он предал Себя на распятие. Проповедь о созерцании невидимого мира. Мы смотрим не на видимое, но на невидимое (2 Кор. 4: 18). Видим мы этот мір, вещественный и преходящий, но взираем и на мір оный, духовный и бессмертный. Видим мы земное веселье, нередко прерываемое плачем и воздыханиями и, в конце концов, всегда оканчивающееся смертью, но взираем и на радость духовную, обитающую среди Ангелов и Божиих святых на небесах, на радость непрерывную и вечную. Видим мы страдания и неудачи праведников в этой жизни, но взираем и на их славу и торжество в міре оном. Видим мы завидные успехи, и славу, и почет грешников в этой жизни, но взираем и на их поражение, осуждение и неизреченную муку в вечности. Видим мы Церковь Божию, часто в міре сем унижаемую и гонимую, но зрим и ее окончательную победу над всеми противниками и супостатами, видимыми и невидимыми. Видим мы, братья, что в міре сем нередко властвуют и наслаждаются богатством насильники и грабители, тогда как святые в нем нищи, и угнетены, и забыты, но созерцаем и другое Царство, в котором править будут именно [все] святые без единого – [и вправду] без единого – насильника и грабителя: Царство Божие, вечно безгрешное и бессмертное. О Господи долготерпеливый и многомилостивый, отверзи нам духовные очи, дабы видели они то, что ожидает нас после этой кратковременной жизни и дабы потрудились мы исполнить закон Твой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.
Tags: духовные наставления, святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author