petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Святитель Феофан Затворник. Любовью назидая

Монашеское имя святителя Феофана вполне соответствует его призванию: по-гречески оно означает Богоявление. И действительно, жизнь его была посвящена проповеди о Боге и раскрытию глубоких смыслов слова Божия. Открываешь его писания ― и встречаешь удивительную ясность мысли святителя, исходившую из чистоты его сердца. Он обладал искренней, детской (в Евангельском смысле) верой, которая сочеталась с глубоким умом, прекрасным духовным образованием и религиозным талантом. Об этом свидетельствуют его многочисленные творения, на основе которых составляются новые книги, разные по своей структуре. Взять к примеру, данную книгу. Она представляет собой сборник проповедей святителя Феофана, которые были сказаны архипастырем в праздничные дни. Книга вышла в свет в Издательстве «Правило веры» и называется «Любовью назидая». По словам архимандрита Георгия Тертышникова, «всю свою земную жизнь святитель Феофан отдал на служение Богу и людям. Он принадлежал к числу тех людей, имя которых пользовалось широкой известностью и глубоко чтилось во всех концах православной России. Как справедливо замечает святитель Феофан в одном из своих произведений, «умершие продолжают и на земле жить в памяти живущих через добрые дела свои». Добрые дела епископа Феофана ― это, прежде всего, его многочисленные творения. Многообразны предметы и содержание творений Вышенского Затворника. Почти ни одна сторона духовной жизни не ускользнула от его глубокого, внимательного наблюдения. Но главная тема его творений ― спасение во Христе». В этом томе содержатся слова епископа Феофана на Господские и Богородичные праздники и на дни памяти святых. Дело проповедничества в пастырском служении святитель Феофан считал «обязательством, свыше ему предопределенным». Для него проповедь — «священнодейственные слова». «Слово есть могущественное средство помогать ближнему, — говорил он, — в нем душа выходит и, сочетаясь с другою, силы ему придает». По своему содержанию и основному направлению проповеднические труды преосвященного Феофана имеют характер нравоучительный и назидательный.
Поэтому, рассказывая о событиях земной жизни Господа Исуса, Его Пречистой Матери, апостолов, святых, он обращается к области внутренней, сокровенной жизни людей, к сфере их духовно-нравственных состояний и сердечных движений. Открывают издание две проповеди на Новый год. В одной из них святитель размышляет о времени и временном, о том, что Господь, силою Своею носящий вселенную, носит нас, и в настоящую минуту Бог держит нас в деснице Своей и будущее наше ― в руках Божиих. В частности, святой автор пишет: «Все утешение и успокоение наше в Боге, в том, что Бог наш есть любовь бесконечная, есть наш Бог, а мы чада Его, и хочет нам одного добра, и не только хочет, но и все устрояет к тому, чтобы мы вкусили сего добра, и самые устроения свои промыслительные приводит в исполнение. Он объемлет нас своею попечительностию, ищет своими благодеяниями, преисполняет всяким добром. Мать забудет отроча, а Господь не забудет нас. Не довольно ли сей известности? Не ясно ли для ока веры, что все, что будет с нами, исходя от руки Господни, будет во благо нам? Пусть не знаем мы определительно, что будет с нами впереди, но, зная одно, что с нами будет то, что Богу угодно, мы уверены, что с нами будет одно добро. И не лучше ли вместо всякого желания определить свое будущее желать одного, чтобы с нами было то, чего хочет Бог, и молиться об одном: буди воля Твоя, Господи, над нами! Это самый надежный руководительный свет во мраке будущего, узда для наших неопределенных желаний, пустых страхов и безотрадной безнадежности! Явшийся за сию котву [якорь] упования и посреди сени смертной не убоится зла, и без страха встретит всякую скорбь, веруя, что она исходит от любви Божией к нам на очищение наше, как огненная ступень к совершенству в христианской жизни. Можно сказать, что незаблудно течет жизнь преданного в волю Божию. Как за руку ведет его Господь к своему предназначению и успокоивает его Своею любовию». Далее продолжают сборник проповеди, посвященные празднику Крещения Господня. Стоит отметить, что святитель Феофан очень любил этот праздник, и в период своего затворничества, когда он перестал ходить с братией на богослужение и затворился в отдельном флигеле, то устроил в своей келии малую церковь во имя Крещения Господня, где и служил Божественную литургию во все воскресные и праздничные дни, а последние 11 лет — ежедневно. А потом, в 1894 году епископ Феофан мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного храма. То есть в день Богоявления. В этом издании представлено пять бесед, в которых святитель, поздравляя всех с праздником, говорит о сути Таинства Крещения, напоминает христианам, что они обещали Богу при крещении и предлагает поразмышлять, сдержали ли данное обещание. В частности, епископ Феофан наставляет: «Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Господь с укором говорил иудеям: он был светильник, горяй и светяй, а вы других утех искать восхотели в час светения его. Вот каждогодно во Святой Своей Церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского при Иоанне Богоявления Своего. Не говорит ли Он нам чрез то: вот где свет горящий и светящий! Смотрите же не восхотите иначе как радоваться в час светения Его. Блюдите убо, братие, како опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения? Суемудрие глашает: ко мне идите, у меня свет. Но у него не свет, а только призрак света, и те, кои слушают его, нарицают свет тмою и тму светом. Мир зовет: ко мне идите, я дам вам мир! Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его, говоря: мир! мир! и где есть мир? Князь мира обещает простор и жизнь, и силу, и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их — и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы. Поспешите, братие, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления, и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление». Заключает эту проповедь святитель такими словами: «Господь Церкви повелел светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует Церковь, тот радуется, а кто не вкусил, вкуси прежде, и возрадуешься. Аминь». Сегодня 23 января, в дни, когда мы еще продолжаем праздновать Крещение Господне, Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника, святого отца, «Богоявлению тезоименитого». В завершение ― фрагмент стихотворения, которое посвятил памяти святителя преподобный Варсонофий Оптинский:
«… почил духовный великан,
Столп веры, истины глашатай и ревнитель,
Возлюбленный отец, наставник и учитель, —
Покинул нас великий Феофан,
Что утешением и радостью был нам!
Исполнилась его последняя година,
Почил он праведной, блаженною кончиной.
В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья;
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!
Покорный высшему небесному веленью,
Он на стезю безмолвия вступил
И подвиг свой великий довершил,
Исполненный глубокого значенья
В наш буйный век духовного растленья.
Воочию он миру показал,
Что в людях не погибли высшие стремленья
И не померк в их сердце идеал.
Незримый никому, в безмолвии глубоком,
Наедине с собой и с Богом проводил
Он время; но миру христианскому светил
Учением святым и разумом высоким».
Tags: святые
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author