petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол на великом освящении воды: 1 Кор., 143 зач. (от полу́), 10, 1‒4.

Авторы: Блаженный Феофилакт Болгарский; Архиепископ Аверкий Таушев

Десятая глава опять направлена против вкушения идоложертвенного. Главная мысль ее та, что вкушающие идоложертвенное причащаются бесовской трапезы. Сначала святой Апостол устрашает Коринфян случаями грозного суда Божия за уклонение к идолослужению из ветхозаветной истории Израильтян. Здесь важна в начале параллель между Израильтянами и христианами: Не хощý же вáсъ не вѣ́дѣти (оставить в неведении), брáтiе, я́ко отцы́ нáши вси́ подъ о́блакомъ бы́ша (были). Перечисляет, скольких даров удостоены были иудеи от Бога, и объявляет, что и после этих даров многие не угодили Богу. Говорит же это с целью доказать, что как иудеям не послужило в пользу получение обильных даров, тогда как сами они не выполнили своего долга, так и вам не принесет пользы то, что вы уверовали и удостоились духовных таинств, если вы не представите себя достойными благодати Божией. Все были под облаком. Ибо Бог простер облако покровом над ними, и они прошли через море (см.: Исх. 13:21, 14:22). И вси́ сквозѣ́ мóре проидóша: и вси́ въ Моисéа крести́шася во о́блацѣ и въ мóри: прохождение через Чермное море было прообразом крещения, а Моисей был прообразом Христа.

То есть вместе с Моисеем были под сенью облака и вместе перешли чрез море. Ибо когда увидели, что он первый переходит, тогда и сами смело пошли среди вод. Подобное сему и у нас. Первый умер и воскрес Христос, потом и мы уже крестились, подражая смерти Его чрез погружение в воде и воскресению чрез восхождение из нее. Крестились в Моисея. Это значит: он предшествовал им в образе крещения. Ибо нахождение под облаком и переход чрез море прообразовали собой крещение. И вси́ тóжде брáшно пищу духóвное ядóша; и вси́ тóжде пи́во (питие) духóвное пи́ша, пiя́ху бо (ибо пили) от духóвнаго послѣ́дующаго кáмене: кáмень же бѣ́ Христóсъ. Пища духовная — манна, прообразовавшая Тело Господа, а пиво духовное — вода, чудесно источенная из камня, прообразовавшая Кровь Господа. Как мы, по получении крещения, вкушаем Тело Владыки, так израильтяне, по переходе чрез море, вкушали манну (Исх.16:4,15); и как мы пьем Кровь Владыки, так они пили воду из твердого камня (см.: Исх. 17:6). Называет манну и воду духовными потому, что они хотя были чувственные, но происходили не по закону природы, а по благости Духа, и питали с делом и души, и приводили к вере. Что касается пищи, то не требовалось никакого подтверждения; ибо необычайность ее сама собой очевидна. Но относительно питья нужно было подтверждение, потому что необычаен был только способ изведения оного. Поэтому и говорит: не природа камня дала воду (иначе он источал бы ее и прежде), но совершил все иной камень, именно Христос. Словом последующего выразил ту мысль, что Христос всюду был присущ им и все чудеса совершал. Мысль та, что Подателем благодатных даров людям, как в Ветхом, так и в Новом Завете, был Один и Тот же Христос. Это место из Апостола читается на Богоявление при великом освящении воды.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author