petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Посланиe апостола Павла к Титу: Тит., 302 зач., 2, 11‒14; 3, 4‒7

Автор: Архиепископ Аверкий (Таушев)

Bся цель домостроительства, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, в том и состоит, чтобы ввести новое доброе начало в жизнь и деятельность человека. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (ст. 11–12) — под этой благодатью можно понимать всю совокупность благодатных даров, которая дарована нам в силу искупительных заслуг Христовых. Цель явления благодати — научить нас, отвергнув нечестия, жить благочестиво. Этими словами сильно обличается лжеучение протестантизма об оправдании одною верою без добрых дел, как якобы ненужных для спасения. Здесь aпостол ярко выражает мысль, что вся цель Божественного домостроительства — в перестройке заново жизни и деятельности людей, а не только в даровании одной лишь успокоительной надежды на спасение, ради веры в искупительные заслуги Господа. Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (ст. 13) — явление славы великого Бога нашего Иисуса Христа есть Bторое Его Пришествие. Явление благодати научило людей ждать явления славы. Оба явления так связаны между собой, что для кого наступило первое, тот видит духом и последнее. Вот почему первые христиане жили напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова, и вот почему в нынешние времена оскудения веры померкло в сознании современных христиан это ожидание, а некоторые пытаются даже толковать Второе Пришествие Христово как-то аллегорически, отвергая совсем его реальность. Вышеприведенные слова апостола представляют собою еще ту чрезвычайную важность, что они ярко свидетельствуют о Божественном достоинстве Господа нашего Иисуса Христа: Христос здесь прямо называется великим Богом — Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (ст. 14) — эти слова с еще большей силой выражают предыдущую мысль апостола о необходимости добрых дел для спасения чрез веру в Господа Иисуса Христа.

Цель искупительного подвига Христова здесь указывается в том, чтобы сделать нас ревнителями добрых дел, а посему и избранными людьми Божиими, как бы неким духовным уделом Божиим, каким был израильский народ в Ветхом Завете. Отсюда ясно, что одна вера во Христа спасти нас не может. Сознавая, что добродетельная жизнь трудно давалась людям до пришествия Христова, апостол воодушевляет вновь критских христиан мыслью о великом деле домостроительства Божия: Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (ст. 3–5), Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (ст. 6) — здесь отнюдь нельзя видеть отрицания значения добрых дел для спасения, как думают видеть это протестанты и сектанты, а совсем наоборот: указывается на то, что для христиан неизвинительно оставаться в прежнем греховном состоянии, после того, как Господь совершил их обновление Духом Святым. Имея достаточные для того благодатные средства, христиане и призываются к новой, святой жизни. Бог устроил дело спасения нашего чрез Иисуса Христа, без нашего участия, без каких-либо добрых дел или заслуг с нашей стороны, но усвоить это спасение себе мы можем не иначе, как чрез личный труд, личный подвиг доброделания, при помощи дарованной нам благодати Божией. Под банею возрождения здесь разумеется Таинство Крещения, в котором человек как бы заново рождается, а под обновлением Духа Святого — второе Таинство низведения Святого Духа, которое совершалось в апостольские времена через возложение рук, а ныне — чрез миропомазание. Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (ст. 7) — это значит: «сделавшись праведными при помощи благодати Божией, наследуем жизнь вечную», а не то, что благодать нас оправдывает сама автоматически, без наших личных усилий, как криво толкуют это место сектанты.
Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author