petrpavelhram (petrpavelhram) wrote,
petrpavelhram
petrpavelhram

Category:

Апостол Царских часов накануне Богоявления: Деян. 33 и 42 зач.; Рим. 91 зач.; Тит. 302 зач.

Автор: Блаженный Феофилакт Болгарский; Архиепископ Аверкий Таушев

Деян. 13, 25‒32: И якоже скончаваше Иоанн течение (при окончании же поприща своего), глаголаше: кого мя непщуете быти (за кого почитаете), несмь аз; но се грядет по мне, Емуже несмь достоин разрешити (развязать) ремень сапогу Его. Иоанн не просто свидетельствует, но отрицает от себя самую славу, которую все приписывали ему. Не одно и то же отказываться от чести, когда никто не оказывает ее, и тогда, когда ее предоставляют все. Мужие братия, сынове рода Авраамля… Указывает здесь на именитое происхождение иудеев. И иже в вас (между вами) боящиися Бога, вам слово спасения сего послася. Живущии (и)бо во Иерусалиме и князи (начальники) их Сего не разумевше (не узнав: некоторым образом извиняет их: распяли, говорит, не зная, кто Он; потому что злодеяние совершено вследствие неведения), и глас пророческих по вся субботы чтомых, судивше скончаша (осудив, исполнили), и ни единоя вины смертны обретше, просиша у Пилата убити Его. Говорит, что смертная казнь была желательна им. Выводят на сцену Пилата, чтобы с одной стороны сделать общеизвестным страдание, с другой подвергнуть себя большему обвинению, как предавших Христа мужу иноплеменному. И не сказал: «потребовали», но: просиша. Испросили, говорит, позволение на убиение, хотя Пилат как бы не желал этого. Об этом яснее говорит Петр: суждшу ему пустити.

Якоже скончаша вся (когда же исполнили всё) яже о Нем писана, снемше с древа, положиша вó гробе. Бог же воскреси Его от мертвых… Да не смущает тебя то, что об Иисусе говорится, что Он воскрешен Богом; потому что если Иисус есть не иной кто, как воплотившееся Слово, а Слово, по свидетельству Писания: Христос, Божия сила и Божия премудрость, есть сила Отца, которою Он совершает все, то следует разуметь, что Иисус Сам воскресил Себя. И если говорится, что Он воскрешен Отцом, так говорится в том смысле, что Отцу, как такому началу и такой причине, которые вне времени, приписывается все. Да и сам Иисус говорит: разорите церковь сию, и треми денми созижду ю. Иже явися нá дни многи (в продолжение многих дней), возшедшим с Ним от Галилеи во Иерусалим, иже (которые) ныне суть свидетеле его к людем. Чем они никак не могли бы быть, если бы не подкрепляла их сила Божия. И мы вам благовествуем, еже ко отцем обетование бывшее, яко сие Бог сконча (исполнил) чадом их, нам воздвиг Иисуса. Имя Иисус братья богоубийц принимают за имя человека. Итак, сказав выше, что Слово положено было во гробе, Павел, чтобы кто не подумал, что он назвал Слово бесплотным, снова называет Его Иисусом и ни на один момент не допускает в воплотившемся Слове разделения, по соединении двух естеств. Деян. 19, 18: Бысть же внегда быти (во время пребывания) Аполлосу в Коринфе, Павлу же прошедшу вышния страны, приити во Ефес, и обрет некия ученики, рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше уверовав)? они же реша к нему, но нижé аще Дух Свят есть слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? они же рекоша, во Иоанново крещение. Рече же Павел, Иоанн убо крести крещением покаяния людем глаголя, да (чтобы) во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася вó имя Господа Иисуса. Эти, не знавшие даже того, что есть Дух Святый, много отличались от прочих учеников, потому что из следующих слов: да во Грядущаго по нем веруют, видно, что они не веровали и во Христа. Не сказал, что крещение Иоанново ничто, но что оно несовершенно. Как же они, будучи в Ефесе, приняли крещение Иоанново? Быть может, они путешествовали в то время в Иерусалим и возвратились оттуда, не получив даже сведений о Христе. Не говорит им: веруете вы во Иисуса? Но что же говорит: аще Дух Свят прияли есте веровавше? Павел знал, что они не имели Духа Святого; но у него является желание сказать так, чтобы узнав, чего они лишаются, они сами потребовали этого. И возложшу (когда возложил) Павлу на ня (на них) руце, прииде Дух Святыи на ня: глаголаху же бо языки и пророчествоваху. Бяше всех мужей яко (около) дванадесяте. Не видели Духа, потому что Он невидим; но некоторое подлежащее чувствам доказательство Его присутствия представлял дар языков: один говорил по-персидски, другой по-римски, третий на каком-либо ином языке; и по внешним признакам видно было, что в каждом говорит Дух. Вшед же в сонмище (синагогу) дерзаше, не обинуяся (небоязненно) учаше по три месяцы, беседуя и у(досто)веряя яже о Царствии Божии. Что значит: дерзаше? Подвергал себя опасностям; или: стал говорить еще яснее, не затеняя своего учения. Посмотрите: везде он (Павел) проникает в синагоги и всегда выходит одинаково; так как всюду желал воспользоваться случаем. В шестой главе Послания к римлянам, в предупреждение от ложного вывода, что если умножение греха вызвало действие всесильной благодати Божией, то не лучше ли оставаться во грехе, дабы опять вызвать милость Божию, апостол увещевает христиан вести жизнь святую, добродетельную. С момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно для Бога —Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 11). Это место (Рим. 6, 3‒11) читается за Божественной литургией в Великую Субботу, когда вспоминается смерть и погребение Христово и пребывание Его во гробе и на 6-м часе Нáвечерия Богоявления. Наш ветхий человек (то есть греховный, склонный ко греху) должен быть распят со Христом, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным. Если христианин и раб, то раб праведности. Но это рабство праведности только кажущееся рабство: таким оно кажется только для немощных, еще не освободившихся вполне от рабства греху, потому что в начале служения праведности приходится приневоливать себя, бороться с греховными наклонностями. Но за то плодом рабства праведности или рабства Богу является святость и жизнь вечная, а последствием рабства греху — такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Тит. 2, 1–14: Bся цель домостроительства, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, в том и состоит, чтобы ввести новое доброе начало в жизнь и деятельность человека. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (ст. 11–12) — под этой благодатью можно понимать всю совокупность благодатных даров, которая дарована нам в силу искупительных заслуг Христовых. Цель явления благодати — научить нас, отвергнув нечестия, жить благочестиво. Этими словами сильно обличается лжеучение протестантизма об оправдании одною верою без добрых дел, как якобы ненужных для спасения. Здесь aпостол ярко выражает мысль, что вся цель Божественного домостроительства — в перестройке заново жизни и деятельности людей, а не только в даровании одной лишь успокоительной надежды на спасение, ради веры в искупительные заслуги Господа. Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (ст. 13) — явление славы великого Бога нашего Иисуса Христа есть Bторое Его Пришествие. Явление благодати научило людей ждать явления славы. Оба явления так связаны между собой, что для кого наступило первое, тот видит духом и последнее. Вот почему первые христиане жили напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова, и вот почему в нынешние времена оскудения веры померкло в сознании современных христиан это ожидание, а некоторые пытаются даже толковать Второе Пришествие Христово как-то аллегорически, отвергая совсем его реальность. Вышеприведенные слова апостола представляют собою еще ту чрезвычайную важность, что они ярко свидетельствуют о Божественном достоинстве Господа нашего Иисуса Христа: Христос здесь прямо называется великим Богом — Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (ст. 14) — эти слова с еще большей силой выражают предыдущую мысль апостола о необходимости добрых дел для спасения чрез веру в Господа Иисуса Христа. Цель искупительного подвига Христова здесь указывается в том, чтобы сделать нас ревнителями добрых дел, а посему и избранными людьми Божиими, как бы неким духовным уделом Божиим, каким был израильский народ в Ветхом Завете. Отсюда ясно, что одна вера во Христа спасти нас не может. Сознавая, что добродетельная жизнь трудно давалась людям до пришествия Христова, апостол воодушевляет вновь критских христиан мыслью о великом деле домостроительства Божия: Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (ст. 3–5), Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (ст. 6) — здесь отнюдь нельзя видеть отрицания значения добрых дел для спасения, как думают видеть это протестанты и сектанты, а совсем наоборот: указывается на то, что для христиан неизвинительно оставаться в прежнем греховном состоянии, после того, как Господь совершил их обновление Духом Святым. Имея достаточные для того благодатные средства, христиане и призываются к новой, святой жизни. Бог устроил дело спасения нашего чрез Иисуса Христа, без нашего участия, без каких-либо добрых дел или заслуг с нашей стороны, но усвоить это спасение себе мы можем не иначе, как чрез личный труд, личный подвиг доброделания, при помощи дарованной нам благодати Божией. Под банею возрождения здесь разумеется Таинство Крещения, в котором человек как бы заново рождается, а под обновлением Духа Святого — второе Таинство низведения Святого Духа, которое совершалось в апостольские времена через возложение рук, а ныне — чрез миропомазание. Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (ст. 7) — это значит: «сделавшись праведными при помощи благодати Божией, наследуем жизнь вечную», а не то, что благодать нас оправдывает сама автоматически, без наших личных усилий, как криво толкуют это место сектанты.

Tags: Евангелие дня
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author